Доклад Министра образования Д. Ливанова
Д.Ливанов: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Основные направления развития образования, ключевые приоритеты этой отрасли заданы в майских указах Президента 2012 года. Опыт реализации высветил ряд проблем, решение которых требует концентрации сил и проектного управления. Именно на решение этих проблем направлены приоритетные проекты в образовании, которые мы предлагаем.
Выполнение Указа Президента об обеспечении доступности дошкольного образования показало, что мы способны решать задачи масштабного обновления образовательной инфраструктуры в короткие сроки. Нашим приоритетом на ближайшие десять лет в общем образовании мы видим задачу выстраивания современной образовательной среды, интегрирующей школьное и дополнительное образование. Мы будем внедрять на каждом этапе обучения подходы и практики, необходимые для приобретения знаний, самоопределения, профессиональной ориентации, выстраивания каждым школьником успешной жизненной траектории. Это потребует разработки и реализации комплекса серьёзных мероприятий.
Поставлена задача исключения сменного обучения, и мы будем постепенно двигаться к результату. Мероприятия призваны обеспечить эффективное выполнение требований современных школьных стандартов по организации внеурочной деятельности, кружковой работы, в том числе технической и спортивной направленности. Конечно, у ребёнка должно быть и время для таких занятий, и должна быть соответствующая инфраструктура, где они могут проходить. Для этого мы будем развивать соответствующие сети организаций и, безусловно, совершенствовать механизмы взаимодействия между ними. Мы уже знаем очень позитивные примеры сотрудничества школ с музеями, концертными и выставочными залами, спортивными объектами, технопарками.
Строительство и реконструкция школ должны не только позволить обеспечить продуктивную занятость детей в программе основного образования, но и сделать практически универсальным дополнительное образование. Здания школ во вторую смену смогут использоваться для проектной деятельности, занятий по интересам, в том числе совместно с организациями дополнительного образования, в них могут реализовываться и программы образования и отдыха во время каникул.
Развивая школьную среду, мы не можем не думать о безопасности детей. Во‑первых, все обучающиеся в школах со значительным износом зданий будут переведены в новые здания. Во‑вторых, в крупных городах мы будем создавать механизмы взаимодействия образовательных организаций дополнительного образования и школ, чтобы детям не нужно было проезжать полгорода для того, чтобы позаниматься спортом или научиться рисовать, например.
Это могут быть школьные филиалы организаций дополнительного образования, работающие в школьных зданиях. Такие модели в некоторых регионах уже успешно реализуются. В сельской местности самостоятельные организации дополнительного образования можно и нужно размещать в новых строящихся школах. Это обеспечит эффективное использование бюджетных ресурсов.
Второй проект также связан с образовательной средой, но уже цифровой. В последнее десятилетие мы сделали колоссальный шаг в компьютеризации образования. По уровню развития соответствующей инфраструктуры мы уже догнали первую десятку стран ОЭСР, а по темпам развития – первую тройку. Однако наполнения созданной информационной среды пока недостаточно: и школьники, и студенты всё больше пользуются зарубежными образовательными ресурсами. Мы предлагаем к 2020 году сделать прорыв в доступности отечественных цифровых образовательных ресурсов на всех уровнях образования и выйти на глобальный рынок таких образовательных ресурсов.
Что конкретно нужно сделать? В школьном образовании мы обеспечим не только активное создание образовательных ресурсов, но и их привязку к школьной программе так, чтобы учителю было легко использовать эти ресурсы при планировании и проведении уроков. И, более того, совокупность таких ресурсов позволит обеспечить качественное и персонифицированное образование любому ребёнку в России, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья, детям, живущим в сельской, отдалённой местности.
Аналогичный прорыв мы планируем сделать и в высшем образовании. Мы пока сильно отстаём от стран-конкурентов по предложению современных онлайн-курсов по модернизации дистанционного образования. Сегодня зарубежные платформы подобного рода охватывают аудиторию не менее десятков миллионов человек. К 2020 году по использованию онлайн-ресурсов мы должны догнать страны-лидеры. В части высшего образования мы создадим отечественную систему электронного образования, которая будет включать в себя не менее тысячи открытых вузовских учебных курсов и модулей. В их создании будут участвовать ведущие российские университеты, с обязательным привлечением работодателей к формированию содержания.
Такая сетевая платформа обеспечит доступ для наших студентов к лучшим образовательным программам в стране независимо от того, где сегодня учатся студенты, в том числе исключит практику заочного псевдообразования. Заочные программы будут реализовываться на базе курсов, подготовленных самыми сильными нашими университетами. Для того чтобы вся эта система работала, будут внедрены механизмы по учёту результатов освоения онлайн-курсов в рамках традиционных образовательных программ. Эта система станет и очень мощным фактором популяризации и продвижения русского языка за рубежом, развития культурного влияния нашей страны за границей и источником знаний для организации широкого дополнительного образования взрослых людей.
Третье. Активное включение России в международное движение WorldSkills позволило увидеть потенциал нашего среднего профессионального образования. Сегодня мы чётко видим направление модернизации программ и инфраструктуры среднего профессионального образования, она необходима для подготовки кадров с квалификацией мирового уровня по наиболее востребованным и перспективным профессиям. Для этого мы обновим содержание и технологии среднего профессионального образования, вовлечём бизнес в реализацию программ СПО и в повышение квалификации соответствующих преподавателей, а именно программы среднего профессионального образования, наиболее инвестиционно привлекательные для вложений со стороны частного сектора.
Мы сформируем современную систему мониторинга программы СПО, в том числе с использованием инструментов профессионально-общественной аккредитации, с учётом мониторинга трудоустройства выпускников, наконец, будем мотивировать молодёжь к получению среднего профессионального образования через движение «Молодые профессионалы». Численность его участников к 2020 году достигнет миллиона человек. И, безусловно, важным элементом этой работы будет успешное проведение мирового чемпионата по профессиональному мастерству в 2019 году в Казани.
Наш четвёртый приоритет – это программа повышения конкурентоспособности высшего образования. Эта программа реализуется, Владимир Владимирович, в рамках Вашего Указа, позволит нам обеспечить вхождение не менее пяти вузов в первую сотню авторитетных международных университетских рейтингов к 2020 году. Мы предлагаем дополнить эту задачу ещё одной, чтобы не менее 15 вузов вошли в первые 250 вузов мира. Это обеспечит нам более широкую группу университетов, которая задаст высокую планку развития нашего высшего образования.
Принципиально, что эти рейтинги имеют для нас, безусловно, значение индикаторов наших успехов, но ключевая задача здесь – это создание в наших университетах заделов технологического превосходства, центров капитализации знаний, активного включения их в реализацию проектов национальной технологической инициативы. К 2020 году в наших университетах будет функционировать сеть центров научно-технологического превосходства, характеризующихся высокой результативностью научно-исследовательской деятельности, в том числе высокой степенью коммерциализации результатов исследований.
За последние годы к нам вернулось более тысячи учёных, работающих на самом передовом мировом уровне, публикационная активность наших вузов увеличилась более чем в два раза, число публикаций в топовых мировых журналах – более чем в три раза. Мы уверены, что наши университеты к 2020 году смогут привлечь около пяти тысяч учёных, работающих на переднем крае науки, которые обеспечат научное, технологическое и интеллектуальное лидерство нашей страны.
Доклад закончен.