Всероссийский конкурс инновационных моделей ММС «Методическая служба - новой школе» стал механизмом стимулирования развития методической службы.
Во втором этапе конкурса приняли участие муниципальные методические службы из 68 регионов России.
Материалы, представленные на конкурс, в полной мере отражают понимание методическими службами необходимости стратегической ориентации российской системы образования на принципы инновационного развития и модернизации. Изменение целей образования, содержания и способов организации образовательного процесса обуславливает развитие профессиональной компетентности педагогов. Приоритетными в организации образовательного процесса становятся деятельностный, компетентностный и индивидуальный подходы, а также использование развивающих и информационно-коммуникационных технологий.
Победители конкурса:
1-е место, победитель конкурса, Государственное образовательное учреждение дополнительного педагогического профессионального образования центр повышения квалификации специалистов Адмиралтейского района Санкт-Петербурга «Научно-методический центр»
2-е место - Муниципальное учреждение «Информационно-методический центр» города Томска
3-е место - Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) педагогических работников «Центр экспертизы, мониторинга и информационно-методического сопровождения» города Дзержинска Нижегородской области
Награждение победителей состоялось 04.03.2010 на Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные модели - основа кадровой модернизации муниципальных методических служб РФ», в которой приняли участие 215 чел. (руководители и методисты ММС, руководители и специалисты УДППО, координирующие деятельность ММС) из 52 субъектов РФ.
Директор Департамента Государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ, Левитская А.А., познакомила участников конференции с системой поликультурного образования в современной школе как основой воспитания гражданской идентичности. В условиях нарастающей изменчивости современного мира именно система образования, как никакой другой институт общественного воспроизводства и государственной безопасности, способна обеспечить социализацию новых поколений и, тем самым, обеспечить гражданский мир, социальную стабильность как необходимые условия и для экономических реформ, и для развития политических и гражданских институтов, а в конечном счете - обеспечить будущее нашего государства. Успех всех этих процессов и преобразований в значительной степени определяется необратимостью и темпами становления российской гражданской нации. Именно с позиций поликультурности, принятой в качестве одного из главных методологических подходов в современной государственной образовательной политике, становятся на твердую почву российской реальности и цели модернизации российского образования, и принципы духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации, и структура федеральных государственных образовательных стандартов.
Советник ректора ФГОУ ДПО АПК и ППРО по инновационной деятельности, Немова Н.В., подробно обозначила в своем выступлении роль ММС в современной системе ПП и ПК работников общего образования, представлены ее основные функции. Это новое было воспринято участниками конференции с особым вниманием. Сегодня характер методической службы вообще стал универсальным и касается всей системы образования; она по большому счету определяет качество работы педагога. Педагог вправе выбирать предлагаемые ему образовательные услуги, а ММС должна представить ему их полный спектр; педагог сегодня может участвовать в государственно-общественной экспертизе программ повышения квалификации. Важно соотнести задачи системы образования с тем потенциалом, которым располагает вся структура системы методического обеспечения.
Директор Центра тьюторства ФГОУ ДПО АПК и ППРО, профессор кафедры педагогики МПГУ, президент «Межрегиональной тьюторской Ассоциации», Ковалева Т.М., обратила внимание участников конференции на вопросы тьюторского сопровождения профессионального развития педагогических кадров в деятельности современной ММС. Методист-тьютор выступает в качестве поддерживающего процесс самостоятельного обучения педагога, осуществляя при этом индивидуальный подход и индивидуализацию в работе с педагогами, т.е. должен создавать условия для непрерывного роста педагога как субъекта собственной учебной деятельности, знающего, зачем он учится (цели), как осуществляется учебная деятельность (способы и средства) и имеющего способности к ее осуществлению. Выделенные особенности педагогической деятельности тьютора позволяют сформулировать предназначение тьютора, которое в обобщенном виде может быть представлено следующим образом: актуализация и развитие (достраивание) поддерживающей образовательной (учебно-социально-профессиональной) среды, позволяющей педагогам в удобном для них режиме достигнуть целей развития собственной компетентности, благодаря осуществлению синтеза педагогических, информационных и организационных технологий.
Проректор Челябинского ИПиПКРО, Обоскалов А.Г., рассказал о взаимодействии института и ММС Челябинской области. В настоящее время институт и ММС работают в едином информационном образовательном пространстве, данное обстоятельство позволяет совместно выполнять проекты и решать важные проблемы, стоящие перед образованием. Речь идет именно о правильно выстраиваемом методическом сопровождении педагогов образовательных учреждений: ИПиПКРО и ММС становятся партнерами в реализации данного направления деятельности.
Ректор Московского института открытого образования Департамента образования Москвы, член-корреспондент РАН и РАО, Семенов А.Л., представил опыт работы по вопросам нормирования труда и правовых основах деятельности муниципальных методических служб г. Москвы. В работе методических центров окружных управлений образования имеется своя специфика, свои достижения. Служба успешно справляется с проблемами организации профессионального совершенствования педагогов, осуществляет оперативную поддержку их профессиональной деятельности, обеспечивает возможность развития городской вариативной системы образования в направлениях, выделяемых программой «Столичное образование». Накопленный опыт работы, кадровый потенциал позволяет решать не только задачи, традиционно стоящие перед методической службой, но и откликаться на новые, только зарождающиеся проблемы образования, поддерживать экспериментальную и инновационную деятельность. Методическая служба ведет значительную разработческую и организационную деятельность, работает с экспериментальными площадками и одаренными детьми, создает методические пособия и аналитические отчеты, координирует огромный объем экспертной работы и т.д. Методические службы постоянно подключаются к новым направлениям деятельности, определяемыми федеральными и региональными программами.
Важнейшей нерешенной проблемой остается отсутствие нормативной базы для методических центров, как образовательных учреждений. Московские методические центры лицензированы как учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации, ДПО). Однако методический центр как вид учреждения отсутствует в федеральных нормативных документах по учреждениям ДПО. Эти документы указывают преподавателя, а не методиста, как основного сотрудника учреждения ДПО. Кроме того, последняя редакция «Закона об образовании» ввела, как один из типов образовательного учреждения «Учреждение дополнительного образования взрослых» и не содержит ссылки на «учреждения дополнительного профессионального образования». Таким образом, сам по себе тип учреждения ДПО выведен из правового поля. Эта ситуация «правового вакуума», в котором оказались многие методические службы РФ, требует скорейшего разрешения.
Василевская Е.В., заведующая кабинетом «Методическая работа в системе образования» ФГОУ ДПО АПК и ППРО, доцент кафедры образования взрослых, отметила, что
Руководитель ММС Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга, Петрова С.И., представила участникам конференции инновационную модель комплексного научно-методического сопровождения «Школьная перспектива». Инновационный характер модели проявляется в том, что она стратегически ориентирована на развитие мобильности:
- педагогов - способности к успешной адаптации в изменяющихся условиях профессиональной деятельности, к освоению инноваций в образовании, полноценной профессиональной и личностной самоорганизации, к самообразованию, самосовершенствованию;
- образовательных учреждений - готовности к освоению педагогических инноваций; разработке и реализации собственных продуктивных идей; ведению опытно-экспериментальной деятельности, построению перспектив собственной деятельности;
- муниципальной системы образования - гибкости, восприимчивости к новизне, чувствительности к потребностям и возможностям образовательных учреждений.
Пленарное заседание конференции продолжилось работой секций, заявленная тематика которых вызвала профессиональный интерес участников:
- Создание системы распространения опыта лучших учителей и школ-победителей ПНПО в деятельности ММС
- Модель сопровождения муниципальной методической службой процесса введения новых федеральных образовательных стандартов
- Деятельность методиста ММС по тьюторскому сопровождению процесса выявления образовательных запросов и формирования индивидуальных программ профессионального развития педагогических кадров в современной системе ПП и ПК
- Использование ИКТ в современной системе деятельности ММС
- Формы и методы управления самостоятельной работой педагогических кадров со стороны ММС при реализации очно-заочных форм ПП и ПК
- Нормативное правовое обеспечение инновационной деятельности ММС в условиях реализации современной модели ПП и ПК работников общего образования
- Реализация компетентностного подхода при работе методистов ММС: разработка содержания и методов формирования профессиональных компетенций педагогических кадров.
Подведение итогов работы секций показало, участники конференции имели возможность получить не только теоретическую составляющую заявленного содержательного вопроса деятельности ММС в новой модели ПП и ПК работников общего образования, но и представить свой опыт работы в том или ином направлении.