Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
10
Подразделения

Национальный бестселлер.

Лауреатом премии «Национальный бестселлер» 2021 года стал Александр Пелевин, автор романа «Покров-17»

«Покров-17», четвертая книга писателя, вышла осенью 2020 года в издательстве «Городец».

Пелевин

Отметим, действие его романа происходит в годы Великой Отечественной, во времена штурма Белого дома и в наши дни. Три сюжетных линии сходятся воедино и тем самым дают своеобразный ответ на вопрос, что сформировало идентичность жителя современной России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Александр Пелевин родился 20 сентября 1988 года. Учился на историческом факультете СПбГУ (не окончил), был главным редактором интернет-проекта «Луна. Инфо». Работал охранником в книжном магазине, с восемнадцати лет пишет стихи.

С 2009 года публикуется в Живом Журнале, Стихи.ру (профиль был закрыт) и в своём паблике ВКонтакте, несколько стихотворений опубликованы на портале «Сетевая словесность».

В настоящее время помимо написания прозы публикует стихи, посещает публичные чтения, работает журналистом в газете «Деловой Петербург».

 

c5727df72f0534c9f5f77fe23103f4

 

 

 

 

 

 

Александр Пелевин о своем романе:

«В книге несколько смысловых слоев, для меня самый глубокий в том, что эта книга о победе над смертью. Закрытый город — это и метафора отчужденности, и «Чумы», но скорее это метафора безумия, охватившего нашу страну в 1993 году»

Критика о романе

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/198334/pub_5ca5c73cedeb3100b3ea7695_5ca5c794e616c900b3efa399/scale_1200Анна Долгарева – поэт, Москва

«Четвертая книга петербургского писателя Александра Пелевина «Покров-17», вышедшая осенью 2020 года в издательстве «Городец», - яркий образец мистического реализма, родственного мистическому реализму его однофамильца.

Лихо закрученный сюжет, элементы фантастики, несколько сюжетных линий. И все они, кажется, идут к неотвратимому трагическому финалу в то время, как на страну медленно надвигаются бои у Белого дома. Лейтмотив «Покрова-17» - тревога и напряженность.
Как только читатель успевает выстроить в голове приблизительную картину мира, как новый сюжетный поворот резко меняет ее. Так в этой нестабильности мы и едем до самого финала; она и создает напряжение, благодаря которому от книги сложно оторваться до самого конца.

Но помимо блестящего сюжета, «Покров-17» - книга про чувства, про детство, про обрывочные воспоминания о блестящей и страшной эпохе почти тридцатилетней давности. И фантастическая развязка не взрывает мозг, а укладывает сюжетные линии на место. И сердце успокаивается».

Денис ЕпифанцевДенис Епифанцев (писатель, Москва)

«… в какой-то момент появляется текст, который выглядит как дополнение к игре. То есть «Покров-17» это вообще-то фанфик, но фанфик только потому, что самой такой игры «Покров-17» не существует. Хотя весь текст сделан так, как будто мне пересказывают сюжет советского «Сайлент Хилла»: с документами, расшифровками переговоров и видеозаписей и разговорами героев, написанными как раз, чтобы поместиться в диалоговом окне. Но просто представьте – главную книжную премию возьмет текст, который является талантливым перепевом американской компьютерной игры и серии фильмов «Сайлент Хилл».

Максим МамлыгаМаксим Мамлыга (журналист, редактор, Петербург)

«Оставим шутки о двух Пелевиных - перед нами действительно увлекательнейший роман, который читается на одном дыхании. Его главный герой в 1993 году отправляется в закрытый город Покров-17, где сокрыто что-то совершенно секретное, секретнее ядерного оружия, и где в Великую Отечественную происходили ожесточенные бои.

   В сухом остатке мы получаем изящную композицию. Покров-17 - это вселенная, образовавшаяся во время ожесточенного боя, где солдаты внезапно попали в окружение и отстреливались из церкви Покрова Божией матери. Это случилось буквально за несколько  секунд до возможной гибели от вражеской пули солдата Селиванова - и его сознание проживает другую жизнь, в которой должно победить боль, страх и смерть. Что стоит за всем этим? Получается, что советский воин, ветеран, получил возможность спастись благодаря защите (Покров!) Божией матери и, преодолев боль, страх и смерть, остаться живым и защитить свою родину. К этому Пелевин приводит нас, обойдя все острые углы советской истории, и лишь  в нескольких предложениях очерчивая отношение к девяностым. Остается развести руками.

В этом плане «Покров-17» - идеальный роман путинской эпохи.  Пелевин избегает определения добра и зла  в этом причудливом мире, подключаясь к старому, проверенному двигателю - противостоянию советского народа (добро) нацисткой угрозе (зло). Так же выезжает вся страна последние 20 лет - зачем осмыслять наше настоящее и искать новые координаты, когда есть хорошие старые, которые принимаются всеми? Это та причина, по которой роман работает».

 

Иван РодионовИван Родионов (критик, Камышин)

 «Александр Пелевин - миллениал, и по его прозе это видно, что редкость. Вот где пресловутый "роман поколения"! А в "Покрове", несмотря на советского писателя Тихонова и ВОВ, видно мироощущение именно русского миллениала. Человека, схватившего три эпохи: советскую (краешком), девяностые (детство-юностью, приставкой "Денди", напитком "Юпи" и кошмаром на улицах) и нынешнее время с его мемами и параллельной интернет-реальностью. Миллениал застал их все, но ни одной из них до конца не принадлежит. И в этом, собственно, драма - куда и зачем нам плыть. Нет ничего пошлее термина "потерянное поколение" - но вот как по-другому сказать-то? Я и сам оттуда. Что делать, не знаю, но в одном уверен. Мы ещё не навоевались…. Мы ещё повоюем».

Национальный бестселлер – 2019

Судьбу главного приза решило Малое жюри. В нынешнем сезоне в него вошли кинорежиссер Владимир Бортко, директор Санкт-Петербургского книжного салона Андрей Шамрай, общественный деятель, блогер Кристина Потупчик, писатель и публицист Дмитрий Goblin Пучков, военный корреспондент Семен Пегов и лауреат премии 2018 года писатель Алексей Сальников. Голосование не выявило единого лидера, поэтому окончательное решение принял почетный председатель премии Юрий Воронин, главный финансовый уполномоченный Российской Федерации.

Андре́й Ви́кторович Руба́нов - российский прозаик, кинодраматург. Наибольшую известность получил как автор книг в жанре автобиографической прозы, или «нового реализма». Также выпустил несколько фантастических романов в жанре биопанк. Финалист «АБС-премии» (международная премия им. Аркадия и Бориса Стругацких) за романы «Хлорофилия» (2010) и «Живая земля» (2011), участник шорт-листа литературной премии «Большая книга», четырёхкратный полуфиналист литературной премии «Национальный бестселлер». В 2017 году стал лауреатом литературной премии «Ясная Поляна» в номинации «Современная русская проза» за роман «Патриот».

Андрей Рубанов. Финист — ясный сокол. — Москва : Издательство АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2019. — 567 с.

· Аннотация издательства.

Андрей Рубанов — писатель своеобразный и неординарный: «новый реализм», антиутопия и биопанк — и великое множество премий (от «АБС» до шорт-листа «Большой книги»). Теперь он отмечается и в жанре фэнтези. Его новый роман «Финист — ясный сокол» — сказка. Сюжет вроде бы всем известный: Марья отправляется искать своего любимого, Финиста — ясного сокола. Только в версии Рубанова все становится немного трагичнее, немного взрослее. Марью любят трое мужчин — и все помогают ей. Первый относит на край земли, второй — защищает, третий — поднимает на самое небо. Каждый здесь помогает каждому — и на том стоит мир, пусть и сдвинувшийся с оси из-за любви. Сказка — как всегда ложь; но всегда же — правда.

«В моей повести нет назидания — только самоутверждение. Мне хочется, чтобы через сто лет какой-нибудь совершенно другой, новый человек, какой-нибудь оригинал, ищущий необычного, прочитал бы мои записки и подумал: вот, оказывается, как у них тогда все было! Вот, оказывается, какова была настоящая жизнь тех, ныне забытых, летающих и нелетающих троглодитов!»

(А. Рубанов)

· Критика о романе

П. Бояркина. И я там был, мед-пиво пил // Сайт Прочтение : Режим доступа - https://prochtenie.org/reviews/29793

«..в романе Андрея Рубанова преломляется поэтика волшебной сказки. Она в целом определяет архитектонику романа — как на уровне смысла, так и на уровне композиции. Так, в сказках особым значением обладает число три (а история про перышко Финиста и вовсе пронизана этой нумерологией) — у Рубанова текст состоит из трех глав, у Марьи есть три волшебных предмета и три ложных жениха — они же три испытания подлинности ее чувств к жениху истинному….

…первый рассказчик Рубанова — Иван Корень — скоморох, герой, исполняющий социальную сатиру — глуму — и оттого прозванный глумилой, мастер синтезировать различные формы искусства, тот, кто напрямую обращается к зрителю (в данном случае — читателю), как бы вовлекая его в игру…. В этом Иване чувствуются и отголоски образа древнерусского певца и сказителя Бояна, великого предшественника автора «Слова о полку Игореве»,

Иван Резан — второй рассказчик романа — наиболее близок к сказочному Никите Кожемяке. Правда, в отличие от своего прототипа, он кожедуб, занимается изготовлением кожаных доспехов. Герой фольклорный мнет кожи, которые использовались в том числе для создания сапог — именно того предмета, с которым у рубановского персонажа отношения не ладятся…

Третий повествователь — Соловей Разбойник — принадлежит одному народу с Финистом. Труднее всего с ним оказывается Марье, потому что он предстает как бы оборотным двойником ее истинного возлюбленного…

Несмотря на некоторые сюжетные нестыковки и стилистические шероховатости, текст этот — очень и очень увлекательный для чтения (в особенности передача различных представлений о космогонии древнего мира) и для анализа…»

 

Михайлов, Е. «Финист — ясный сокол» Андрея Рубанова: птичку жалко // АфишаDaily – Режим доступа - https://daily.afisha.ru/brain/11326-finist-yasnyy-sokol-andreya-rubanova-ptichku-zhalko/ (Дата обращения – 22.02.2019)

«История в общем-то известна и проста: крестьянская дочь Мария влюбляется в птицечеловека Финиста, а когда он улетает, отправляется вслед за ним, чтобы вернуть…

А вот сверху на этот позвоночник наращивается совсем новое мясо: славянская и псевдославянская мифология, сложносочиненная космогония, волхвы с коловратами во всю грудь, летающий город: не книга, а выставка достижений фэнтезийного хозяйства. Среди всепожирающей иронии отказ от свистелок в пользу традиционной романной структуры и простых ценностей даже подкупает — читается «Финист» упоительно, даже если фэнтези никогда не была вашим излюбленным жанром….

«Финист — ясный сокол» — редкий русский сюжет, который мог бы рассказать об интересном женском персонаже; Рубанов пересказывает его от лица трех мужчин. Такой вот сказочный менсплейнинг….

Лауреатом премии «Национальный бестселлер» - 2017 стала Анна Козлова с романом «F20»

Анна Юрьевна Козлова – прозаик, сценарист, журналист. Родилась в 1981 году в Москве. Окончила факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. Автор пяти книг. В 2008 году роман Козловой «Люди с чистой совестью» вошёл в шорт-лист премии «Национальный бестселлер».

«Новый роман посвящен людям, про которых не говорят и не пишут. Их не показывают по телевизору, не берут на работу. На них не женятся, от них не хотят детей. Они больны, но никто никогда не станет собирать деньги на их лечение, их болезнь хуже рака, безнадежнее СПИДа, позорнее сифилиса. По коду МКБ f20 это шизофрения»

( Козлова, А. F20 : Кинороман // Дружба народов. – 2016. - №10)

Роман Анны Козловой с небывалой для современной литературы остротой и иронией ставит вопрос о том, как людям с психическими расстройствами жить в обществе и при этом не быть изгоями.

Критика:

File Владимир Панкратов

«Информация, которую, наводя справки, быстро находишь в сети, должна скорее отпугнуть читателя, особенно того, кто (непонятно зачем) ориентируется на победителей крупных премий….в ее романах много секса, наркотиков, выпивки и всего остального, чем балуются подростки и взрослые; в своих интервью она, что называется, не стесняется в выражениях, называя, к примеру, толстожурнальную поэзию «новомировской нудятиной».

«Тем не менее, вот так написанная проза — конечно, неплохой щелбан той взрослой и опытной тете, имя которой наша современная Литература. Она этого достойна, они ей даже нужны. А прочитать это нужно хотя бы затем, чтобы знать, что сегодня читают наши дети».

Читатель Толстов: Издательство «Рипол-Классик» - три новые книги отечественной прозы

«… атмосфера покорной безнадеги, смирения с тем, что ничего хорошего в жизни не случится – окончательный диагноз российскому обществу, отвергающему людей с диагнозом F20. И при этом – ни малейшей попытки разжалобить, растрогать, никто не давит вам на слезные железы коленом, как это обожают делать другие писатели, рассказывающие о жизни подобных бедолаг. «F20» - жесткий, неприятный, предельно неполиткорректный, но вместе с тем потрясающе гуманистический, честный и конкретный роман. Одна из лучших российских книг этого года, совершенно точно».

Интервью с автором

C:\Documents and Settings\shahelen\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\23-696x430.jpg Захар Прилепин

«Анна Козлова работает сильно, страстно, энергично — это очень талантливый прозаик, как бы не относиться к её порой агрессивной и жесткой манере письма, к ее цепкому, безжалостному писательскому взгляду, к ее точной и мстительной памяти».

Игорь Панин

«Человек – это фонтан крови!»

«Говорить с Анной КОЗЛОВОЙ интересно, но нелегко. Кажется, она заранее знает, о чем ее хотят спросить, поэтому выдает не просто обстоятельные ответы, а именно такие, которые определяют ход дальнейшей беседы. Нисколько не стремится эпатировать, а доходчиво и увлекательно рассказывает о себе и близких ей людях. Слишком откровенна, слишком прямолинейна и резка, но кто сказал, что это плохо?»

«Мне очень хочется написать роман о женщинах моей семьи, я даже придумала начало. 1927 год, моя прабабушка Ольга Сергеевна Громова, в тот момент четырнадцатилетняя пионерка, подводит группку октябрят к иконостасу в церкви и учит, как плевать в иконы. Это реальный факт, и таких забористых историй мне очень много рассказывали в семье…» (А. Козлова)

Лауреатом премии «Национальный бестселлер» 2016 года стал Леонид Юзефович

Леонид Юзефович — известный писатель, историк, автор романов «Казароза», «Журавли и карлики» и др., биографии барона Р. Ф. Унгерн-Штернберга «Самодержец пустыни», а также сценария фильма «Гибель империи». Лауреат премий «Национальный бестселлер» и «Большая книга».


Историческое исследование «Зимняя дорога» Леонида Юзефовича на премию «Национальный бестселлер» номинировала литературный критик Валерия Пустовая.

 

Новая книга Леонида Юзефовича рассказывает о малоизвестном эпизоде Гражданской войны в России — героическом походе Сибирской добровольческой дружины из Владивостока в Якутию в 1922–1923 годах. Книга основана на архивных источниках, которые автор собирал много лет, но написана в форме документального романа. Главные герои этого захватывающего повествования — две неординарные исторические фигуры: белый генерал, правдоискатель и поэт Анатолий Пепеляев и красный командир, анархист, будущий писатель Иван Строд. В центре книги их трагическое противостояние среди якутских снегов, история их жизни, любви и смерти.

Публикации:

1. Юзефович, Л. Зимняя дорога: роман // Октябрь. – 2015. - №№ 4-6.

  • Юзефович, Л. "Королева Байкала" и принцесса ЦЗИ // Октябрь. - 2009. - №4. -С.112-130.
  • Юзефович, Л. Поздний звонок. 1995 // Знамя. - 2011. - №8. - С.118-124.

Критика :

1. Толстов, В. Адвокат на суде истории: Леонид Юзефович. Зимняя дорога //Урал. – 2015.- №10.

«Леонид Юзефович написал роман не о противостоянии белых и красных, а о доблести, мужестве, отчаянии и вере. В свое время в очерке о писателе Юрии Давыдове Юзефович написал удивительные слова: «Он был певец сильных страстей, мужского братства... у него была... почти физиологическая потребность говорить голосами тех, кто уже ничего не может сказать в свое оправдание. На суде истории он всегда выступал в роли адвоката». Вот таким адвокатом для своих героев стал и Леонид Юзефович в своей «Зимней дороге», возможно, одной из самых сильных книг, написанных о Гражданской войне» - http://magazines.russ.ru/ural/2015/10/12tolst.html

2. Знобищева, М. Хроника вечной битвы // Вопросы литературы.-2010.-№3.-С.241-254.

 

 

Ежегодная общероссийская литературная премия. Вручается в Петербурге за лучший роман, написанный на русском языке в течение календарного года.
Девиз премии — «Проснуться знаменитым!».
Премия была учреждена в 2001 году. Ее лауреатами в разные годы становились писатели Леонид Юзефович, Виктор Пелевин, Александр Гаррос, Алексей Евдокимов, Александр Проханов, Михаил Шишкин, Дмитрий Быков, Илья Бояшов, Захар Прилепин, Андрей Геласимов.


«Нацбест»-2015 достался петербургскому писателю Сергею Носову.

Роман «Фигурные скобки» написан в стиле «магического реализма

«Фигурные скобки» – роман, который можно охарактеризовать как мистический. Сюжет закручен вокруг съезда иллюзионистов, проходящего в Петербурге. Главный герой попал сюда едва ли не случайно и помогает своей подруге расследовать таинственное самоубийство ее мужа. Если отбросить сюжетные карнавальности, то получится, что книга – о любви. Которая помогает справляться с обстоятельствами и размыкать сковавшие нас изнутри «фигурные скобки».

«Фигурные скобки – замечательное произведение. Я бы охарактеризовал его как нечто среднее между Гоголем, Кафкой и фильмом Эльдара Рязанова «Гараж». Еще оно напоминает фильмы очень мною любимого, но не очень мною понимаемого американского режиссера Дэвида Линча» - поделился постоянный ведущий церемонии, журналист и музыкальный критик Артемий Троицкий.

Публикации:

  • Носов, С. Фигурные скобки: роман // Новый мир.-2015.-№1-2.
  • Носов, С. Полтора кролика: рассказы // Новый мир.-2011.-№1.-С.9-44.
  • Носов, С. Тайная жизнь петербургских памятников / С. Носов. – М.: Издательство Лимбус-Пресс,2009.

Ксения Букша стала лауреатом четырнадцатого Нацбеста.

 

Объявляя свой выбор, Л. Юзефович заметил, что он выбрал роман молодой, хотя и отнюдь не начинающей писательницы Ксении Букши «Завод "Свобода"». Напомним, что Ксения Букша стала второй женщиной–лауреатом и четвертым писателем из Петербурга – лауреатом «Национального бестселлера» за все время его существования.

 

Алексей Колобродов о литературной премии нынешнего года:

«Ксения Букша, «Завод “Cвобода”» – интригующая реанимация жанра «производственного романа», причем на сугубо советском материале. Впрочем, industrial от Букши равно далек как от соцреализма, так и игрового постмодерна, в этой ее прозе больше от монументального искусства и одноименного музыкального направления. Вообще, возможности и диапазон молодой писательницы удивительны – параллельно с «Заводом» я читал биографию Казимира Малевича, сделанную Ксенией для малой серии ЖЗЛ. Суховато, деловито, сжато, без ахов по поводу эпохи и охов относительно посмертной конвертируемости, с точными зарисовками Шагала, Хармса, Татлина на фоне их взаимоотношений с главным героем… Если абстрагироваться от имени автора, сложно представить, что могло объединять этот роман с такой биографией. Разве что общее супрематистское эхо.
Словом, серьезная претензия на лидерство (судя по единодушию рецензентов), контекст которого обещает быть веселым и немного скандальным»

( Колобродов Алексей. Нацбест без Топорова: финалисты и фавориты // Свободная пресса. — 18 апреля 2014 года).

«Ксения Букша кажется мне лучшим из поэтов своего поколения, но знают её больше как прозаика: в семнадцать лет…Букша удивительно самостоятельна, отважна и умна. Экономическое образование помогает ей видеть мир трезво и внятно, а врождённый поэтический дар преобразует все эти догадки о механизмах постсоветского мироустройства в цветущую и радостную прозу, органичную, как у счастливых русских утопистов двадцатых годов»

(Д.Быков)

Публикации:

Букша Ксения. Странные люди: Три рассказа // Знамя. — 2011. — № 2.

Букша Ксения. Завод «Свобода»: Роман // Новый мир. — 2013. — № 8.





Лауреатом премии "Национальный бестселлер" 2012 года стал Александр Терехов. Писатель был удостоен награды за роман "Немцы", повествующий о жизни столичных чиновников. По сюжету Эбергард - главный герой романа Терехова, руководит пресс-центром московской префектуры. Незадолго до президентских выборов мэр столицы снимает префекта с должности и ставит своего человека. Эбергард, как и другие чиновники, всячески пытается подстроиться под нового ставленника и его порядки. В то же время он вынужден завоевывать после недавнего развода внимание дочери-подростка.

Терехов уже получил литературную премию "Большая книга" за роман "Каменный мост", исследующий эпоху сталинизма и вызвавший крайне неоднозначный отклик в прессе.

 

Роман Александра Терехова «Немцы» получил премию «Национальный бестселлер»

А. Терехов окончил МГУ. Работал обозревателем журналов "Огонек". "Совершенно секретно", зам. гл. редактора ж-ла “Люди” (с 1997) и (с 1998). Гл. редактор газеты “Настоящее время”. Как прозаик печатался в альманахе "Апрель" (Зема. Иронический дневник. - № 1, 1989) и в журналах "Согласие" (Мемуары срочной службы. Повесть. - 1991, № 2). Член редколлегии ежемесячника “Совершенно секретно”.

Публикации:

  1. Натренированный на победу боец: Роман // Новый мир - 1995 -№ 4.
  2. Зимний день начала новой жизни: повесть // Знамя.-1991.-№5.
  3. Крысобой: роман // Знамя.-1995.-№6..
  4. Бабаев : Воспоминания бывшего студента Московского Университета //Знамя.-2003.-№1.



№

Лауреатом "Нацбеста"-2011 стал Дмитрий Быков с романом "Остромов, или Ученик чародея".

Книга завершила трилогию, в которую вошли "Оправдание" (2001) и "Орфография" (2003). В основе нового романа лежит реальная история процесса по делу ленинградских масонов 1926 года. Прототипом главного героя явился член мистического кружка Борис Кириченко-Астромов. Но дело масонов, как часто случается в книгах этого писателя, стало лишь фоном для многопланового повествования о людских судьбах в переломную эпоху, о стремительно меняющихся критериях добра и зла, о стойкости, кажущейся бравадой, и конформизме, приобретающем статус добродетели. И размышлений о том, не предстоит ли и нам пережить нечто подобное.

Картинка 17 из 13589«Масонство - замечательный пример сетевой структуры, построенной вокруг пустоты. Думаю, где-то степени на пятнадцатой-двадцатой должно открываться как раз, что никакого тайного учения нет, а есть схема поведения. Классический пример каши из топора, что вовсе не обесценивает самой каши, о чем и думает герой в финале четвертой части… Любой герой любого произведения решает вопросы, волнующие автора… Правда, вопросы, стоявшие перед той интеллигенцией, нам близки и понятны: например, что делать человеку, воспитанному в сложных и богатых временах, когда наступили простые и плоские» (Д.Быков. Из интервью «Российской газете» 11.11.2010.).

Литературная критика:

1. Сурат, И. Летающий слон. Теодицея Дмитрия Быкова //Октябрь.-2010.-№1.-С.165-173.

2. Бак, Д. Дмитрий Быков, или «Непостоянства общего заложник…»: Сто поэтов начала столетия //Октябрь. -2010.-№3.-С.178-181.

Премия «Национальный бестселлер» 2007 г. — Илья Бояшов "Путь Мури"

"Я же писал, чтобы повеселиться"

Лауреат «Нацбеста-2007» петербургский писатель и историк Илья Бояшов — автор философских «военизированных» притч, специалист по фантасмагориям, параболам и антиутопиям. Почти каждая его новая книга обращает внимание критиков и премиальных жюри: «Путь Мури», «Армада», «Танкист, или Белый тигр»… Недавно вышел в свет роман Бояшова «Конунг» — историческая фантазия в нордическом вкусе, книга о юности легендарного Рюрика. Это не только художественная удача, но, кажется, еще и попытка постичь глубинный смысл и истоки российской государственности…
Публикации:

  1. Рычкова, О. Удовольствие сочинительства: Интервью с Ильей Бояшовым//Российская газета.-2008.-8 августа.
  2. Тарханов, А. Робинзоны по-флотски: Военно-морская антиутопия Ильи Бояшова//Клммерсант.-2008.-20 ноября.
  3. Бондаренко, В. «Пишу роман о войне»: Беседа с Ильей Бояшовым //Завтра.-2007.-№26(27 июня).
  4. Кисель, А. Маленькая книга: О прозе Ильи Бояшова//Октябрь.-2008.-№11.
  5. Гликман, К. Троица Ильи Бояшова, или Чего хотят воины //Новый мир.-2009.-№9.
  6. Панова, М. Лауреат премии «Национальный бестселлер» Илья Бояшов: «Чем больше в книгах врешь - тем лучше получается»//Извести.-2010.-30 апреля.

 

 

  • Премия «Национальный бестселлер» 2008 г. - Захар Прилепин «Грех»

 

«Грех" - самая лучшая из моих книг. Все, что я хотел сказать о жизни, я сказал в ней»

«Премия «Национальный бестселлер» выбирает лауреатов не только по литературным критериям, но и по признакам харизматичности, причем требуется харизма определенного типа. Захар Прилепин обладает нужной харизмой. К тому же и рассказы у него хорошие» (О. Славникова).

 

Захар Прилепин (настоящее имя - Евгений Николаевич Лавлинский) родился в 1975 году в деревне Ильинка Рязанской области, в семье учителя и медсестры. Работать начал с 16 лет - трудился грузчиком в хлебном магазине. Окончил филологический факультет Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. Служил в ОМОНе, в качестве командира отделения участвовал в боевых действиях в Чечне (1996, 1999 гг.). Публиковаться начал как поэт в 2003 году, в газете "День литературы". Печатался в газетах "Генеральная линия", "Консерватор", "Спецназ России", "Литературная газета", в журналах "Север", "Пигмалион", "Искусство кино", "Роман-газета", "Дружба народов", "Новый мир". Роман "Патологии" (полностью опубликован в издательстве "Андреевский флаг") получил высокую оценку критики и читательской аудитории. Участник семинара молодых писателей Москва - Переделкино (февраль 2004 г.) и IV Форума молодых писателей России Москва. Член Нижегородского отделения национал-большевистской партии, участвовал в нескольких десятках политических акций леворадикальной оппозиции. В настоящее время - главный редактор регионального аналитического портала "Агентство политических новостей - Нижний Новгород". Лауреат премии Бориса Соколова (2004) и премии газеты "Литературная Россия" (2004). В 2005 году выпустил посвященный войне в Чечне роман "Патологии", а на следующий год увидел свет его роман "Санькя" - история простого провинциального паренька, вступившего в молодежную революционную партию. Эти книги, как и последовавший за ними роман в рассказах "Грех", были удостоены премии "Национальный бестселлер", и помимо восторженных отзывов литературных критиков, вызвали резонанс у самой широкой читательской аудитории. Роман "Санькя" также был отмечен литературной премией имени Льва Толстого "Ясная поляна", победив в номинации "XXI век".

Публикации:

  1. Л.Безрукова "Грех" оценили по достоинству: Премию "Национальный бестселлер" получил нижегородец Захар Прилепин//Российская газета.-2008.-10 июня.
  2. Пустовая, В. Человек с ружьем: смертник, бунтарь, писатель: Захар Прилепин. “Патологии” //Новый мир.-
  3. Щербинина, Ю. Метафора войны: художественные прозрения или тупики?//Знамя.-2009.-№5.
  4. Решетников, К. Руки прочь от «Саньки»: Сборник эссе Захара Прилепина «Terra Tartarara»//Газета.-2009.-№62 (9 апреля).
  5. Шпалов, С. Захар Прилепин : «Писать много – это дурной вкус»: Интервью с Захаром Прилепиным // Культура.-2006.-20 января.
  6. Яранцев, В. Тернии греха: О прозе Захара Прилепина //Сибирские огни.-2008.-№11.

 

 

  • Премия «Национальный бестселлер” 2009 г. - Андрей Геласимов - «Степные боги»

 

«Андрей Геласимов, с казачьей кровью и европейскими манерами» (Захар Прилепин)

Андрей Валерьевич Гела́симов (род. 1966, Иркутск) — современный русский писатель.

По образованию филолог (кандидат филологических наук), в 1987 году окончил факультет иностранных языков Иркутского государственного университета. В 1992 получил второе высшее образование по специальности театральный режиссёр, окончив режиссерский факультет ГИТИСа. В 2001 году была издана его повесть о первой любви «Фокс Малдер похож на свинью», которая вошла в шорт-лист премии Ивана Петровича Белкина за 2001 год, в 2002 году повесть «Жажда» о молодых ребятах, прошедших Чеченскую войну, также вошла в сокращённый список премии Белкина и была отмечена премией имени Аполлона Григорьева, а также ежегодной премией журнала «Октябрь». В 2003 году в издательстве «О.Г.И.» вышел роман «Год обмана», в основе сюжета которого классический «любовный треугольник», ставший самой распродаваемой книгой Геласимова на сегодняшний момент. В сентябре 2003 вновь журнал «Октябрь» публикует роман «Рахиль» о немолодом уже профессоре-филологе Святославе Койфмане, еврее-полукровке, типичном неудачнике. В 2004 году за этот роман Геласимов удостоился премии «Студенческий Букер».Переведен на французский, каталанский, испанский, сербский, эстонский, иврит, а также — английский, немецкий, китайский, латышский, венгерский, чешский и шведский языки. В 2008 в издательстве ЭКСМО вышел роман Геласимова «Степные боги». В основе сюжета книги лежит история дружбы забайкальского подростка Петьки и пленного японца — врача Хиротаро. Действие романа происходит в вымышленном селе Разгуляевка летом 1945 года, накануне вторжения советских войск в Японию и бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, откуда происходит родом сам Хиротаро.

Публикации:

1. Щербинина, Ю. «Правило руки»: Андрей Геласимов //Вопросы литературы.-2010.-№2.-С.23-36.

2. Барметова, И. Романтический эгоист: Беседа с Андреем Геласимовым //Октябрь.-2003.-№9.

3. Быков, Д. Дмитрий Геласимов похож на писателя //Новый мир.-2003.-№1.

4. Мартовицкая, А. «Я влюбился в свой текст, а он меня обманул» // Культура». – 2004.- №35.

5. Кучерская, М. Писать просто, как и жить // Российская газета. – Федеральный выпуск.- № 3497. – 2004. – 9 июня.

6. Ремизова, М. Гармонический диссонанс // Новый мир. – 2003. – №1.

7. Пустовая, В. Добрый доктор Геласимов // Новый мир. – 2005. – №2.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph