УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
Нижегородский институт развития образования, кафедра истории и
обществоведческих дисциплин приглашает Вас принять участие в областной
научно-практической конференции «Региональная история – составная часть
современного школьного исторического образования», приуроченная к 25-летию
кафедры истории и обществоведческих дисциплин ГБОУ ДПО НИРО.
Цель конференции – обобщить опыт внедрения нижегородской модели региональной
истории в систему школьного образования, выявить и дессиминировать
эффективные практики ее преподавания в контексте Историко-культурного стандарта
и Концепции нового УМК Отечественной истории, привлечь внимание педагогической
общественности к 800-летнему юбилею Нижнего Новгорода.
Конференция состоится 31 октября 2018 года в Нижегородском институте
развития образования по адресу: Нижний Новгород, ул. Ванеева 203, учебный
корпус.
В рамках конференции предлагается обсудить вопросы:
- роль и значение региональной истории как научного направления и школьного
предмета;
-нижегородская модель региональной истории и эффективные практики ее
реализации в системе школьного образования Нижегородской области;
- изучение историко-краеведческих проблем в прошлом и настоящем на
региональном и локальном (местном) уровнях;
- региональная и локальная история в лицах, вклад нижегородских краеведов в
изучение родного края;
- соотношение общероссийского, регионального и локального содержательного
компонента в школьном курсе региональной истории;
- опыт использования современных образовательных технологий и методик в
преподавании региональной истории;
- организация проектной и исследовательской деятельности учащихся при
изучении истории родного края;
- эффективные практики организации внеурочной деятельности учащихся
историко-краеведческой направленности;
- школьные музеи как ресурсные центры преподавания региональной истории,
сохранения и популяризации культурно-исторического наследия;
- воспитательный потенциал региональной истории, ее роль в формировании
гражданской идентичности и культурной самоидентификации учащихся;
- школьная региональная история и формирование профессионального сообщества
учителей-краеведов.
Принимаются так же материалы по другим аспектам,
соответствующим теме конференции
Формат конференции: пленарное и секционные заседания, круглые столы,
проведение мастер-классов, презентаций, интерактивных экскурсий, выставки
учебной и методической литературы кафедры истории и обществоведческих
дисциплин.
К участию в конференции приглашаются: учителя истории и
обществознания, преподаватели вузов и средних специальных учебных заведений,
педагоги дополнительного профессионального образования, ученые-краеведы,
краеведы локальной истории, руководители районных методических
объединений и методисты, курирующие вопросы исторического образования.
Регламент работы конференции:
9-00—10-00 Регистрация участников
конференции
9-00—14-00 Выставка научных и учебно-методических изданий сотрудников кафедры
истории и обществоведческих дисциплин ГБОУ ДПО НИРО
10-00—11-15 Пленарное заседание
11-15—11-40 Перерыв
11-40—14-00 Работа секций
14-00—14-20 Подведение итогов конференции (актовый зал, руководители секций)
Регламент выступлений:
доклады на пленарном заседании — 15
мин.
сообщения на секциях — 8 - 10 мин.
участие в прениях, обсуждении — 2 мин.
Программа конференции
Пленарное заседание
(актовый зал ГБОУ ДПО НИРО, 1-й этаж учебного корпуса)
Открытие конференции
Приветственное слово: Калинкина Елена Георгиевна, первый проректор ГБОУ ДПО
НИРО, кандидат педагогических наук, доцент
Доклады:
1. УМК «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней» и
формирование базовых национальных ценностей учащихся. - Романовский Вячеслав
Константинович, заведующий кафедрой истории и обществоведческих дисциплин ГБОУ
ДПО НИРО, доктор исторических наук, доцент
2. Нижегородское историческое краеведение: вехи становления, развития и
современное состояние. - Селезнев Федор Александрович, заведующий Центром
краеведческих исследований Института международных отношений и мировой истории
ННГУ им. Н. И. Лобачевского, доктор исторических наук, профессор
3. Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся по изучению
истории малой родины. - Толокина Светлана Сергеевна,
заместитель директора Барминской средней школы Лысковского района
Награждение победителей и участников
областного конкурса экскурсий учителей истории и обществознания «Нижегородские
узоры любимой улицы моей» (к 800-летию основания Нижнего Новгорода)
Секционные
заседания
Секция № 1
Историко-краеведческие исследования — школе
(актовый зал)
Руководители секции: Романовский
Вячеслав Константинович, заведующий кафедрой истории и обществоведческих
дисциплин ГБОУ ДПО НИ-РО, доктор исторических наук; Ледров
Сергей Михайлович, редактор редакционного отдела ГБОУ ДПО НИРО, кандидат
исторических наук, доцент
1. Интерактивная
карта ярмарок Нижегородского края XVII—XX веков. - Ледров
Сергей Михайлович, редактор редакционного отдела ГБОУ ДПО НИРО, кандидат
исторических наук, доцент
2. Нижегородская ярмарка XIX—XX веков: этапы развития. - Богородицкая Нина Алексеевна, кандидат
исторических наук, доцент
3. Нижегородское купечество на Нижегородской ярмарке в первой половине XIX
века. Иванов Максим Андреевич, аспирант кафедры зарубежного регионоведения
и локальной истории ИМОМИ ННГУ им. Н. И. Лобачевского
4. Историко-краеведческие изыскания о селе Бармино:
подходы и результаты. - Толокина Светлана Сергеевна,
заместитель директора Барминской средней школы Лысковского района
5. История поселка Мухтолово (по материалам школьного музея). - Чапарина Ксения Валерьевна, преподаватель истории и
обществознания Арзамасского техникума строительства и предпринимательства
6. Нравственный потенциал родословной семьи Гудковых. - Гудков Олег Дмитриевич,
учитель истории и обществознания МБОУ средняя школа при ФКУ ИК-16 Лысковского района
7. Краеведческие материалы на страницах районной газеты. - Дюжаков
Александр Михайлович, главный редактор «Воротынской Интернет-газеты»
8. О. С. Козырев и его вклад в социально-культурное развитие городского округа
города Шахуньи. -Завьялова Светлана Владимировна, преподаватель филиала
Самарского государственного университета путей сообщения в г. Нижнем Новгороде,
кандидат исторических наук; Завьялова Александра Арефьевна,
учитель истории и обществознания МБОУ «Школа № 60» Нижнего Новгорода
9. Дважды лауреат Премии Нижнего Новгорода Леонид Александрович Рязанов и
другие краеведы поселка Большое Козино. - Садовская Маргарита Вениаминовна,
переводчик АО «ОКБМ Африкантов»
10. Бояре Стрешневы в истории Нижегородского края XVII века. - Варенцова Лариса Юрьевна, доцент кафедры теории и истории
государства и права Нижегородской академии МВД России
Секция № 2
Современный урок по учебному курсу «История Нижегородского края»
(ауд. 205)
Руководители секции: Гончар Любовь
Александровна, старший преподаватель кафедры истории и обществоведческих
дисциплин ГБОУ ДПО НИРО; Васильева Вера Михайловна, учитель истории и
обществознания МБОУ Гимназия № 4
г. Кстово
1. Современные требования к уроку
по истории родного края. - Гончар Любовь Александровна, старший преподаватель
кафедры истории и обществоведческих дисциплин ГБОУ ДПО НИРО
2. Формирование ключевых компетенций и гражданской идентичности учащихся через
изучение курса «История Нижегородского края». - Шкилева
Светлана Александровна, учитель истории и обществознания МБОУ Исуповская средняя школа Гагинского
района
3. Активные методы организации учебной деятельности учащихся на уроках
исторического краеведения по новому УМК. - Васильева Вера Михайловна, учитель
истории и обществознания МБОУ Гимназия № 4 г. Кстово
4. Методическая копилка учителя: формирование личностных УУД на уроках истории
родного края. -Воробьева Марина Николаевна, учитель истории и обществознания
МАОУ «Уренская средняя школа № 1»
5. Мастер-класс «Использование современных образовательных технологий и методик
в преподавании региональной истории». - Александрова Екатерина Валерьевна,
учитель истории и обществознания МБОУ «Средняя школа № 16» г. Павлово
6. Опыт использования методического приема «Исторические пятнашки» в
преподавании истории Нижегородского края. - Малышева Ольга Владимировна,
учитель истории МБОУ «Школа № 41» г.о.г. Нижнего Новгорода
7. Метапредметный подход в изучении истории
Нижегородского края и воспитание патриотизма подрастающего поколения. - Бахшалиева Эльмира Эльдаровна, учитель истории и обществознания МБОУ «Сергачская средняя общеобразовательная школа № 5»
8. Опыт использования различных типов исторических источников в изучении
истории возведения каменного Нижегородского кремля. - Якимова Лариса Юрьевна,
учитель истории и обществознания МБОУ «Школа № 140» г.о. г. Нижнего Новгорода
9. Воспитательный потенциал уроков по региональной истории. - Бухалова Надежда Нифантьевна,
учитель истории и обществознания МБОУ «Школа № 74 с углубленным изучением
отдельных предметов» г.о.г. Нижнего Новгорода
10. Развитие базовых компетенций учащихся в процессе изучения истории и
исторического краеведения. - Толстых Алексей Иванович, учитель истории и
обществознания МБОУ СОШ № 7 г.
Н. Новгорода
11. Технология проектов в формировании ценностных ориентаций учеников на уроках
истории, краеведения и во внеурочной деятельности в условиях сельской
малокомплектной школы. - Атопшева Ирина Анатольевна,
учитель истории и обществознания МБОУ Ушаковская СШ Гагинского района
Секция 3
Использование ИКТ-технологий, проектных и
исследовательских методов
при изучении истории родного края
(ауд. 206)
Руководители секции: Гинзбург Борис
Львович, доцент кафедры истории и обществоведческих дисциплин ГБОУ ДПО НИРО,
кандидат исторических наук; Фурсов Максим Викторович, учитель истории и
обществознания МБОУ «Гимназия № 50» г.Н.Новгорода
1. Опыт использования современных
образовательных технологий в преподавании региональной истории. - Желанина Татьяна Викторовна, учитель истории и
обществознания МБОУ Сявская СОШ Шахунского
района
2. Электронное обучение как средство формирования гражданственности и
патриотизма. - Морозова Ольга Павловна, учитель истории и обществознания МБОУ «Вазьянская средняя школа им. З. И. Афониной»
Спасского района
3. Возможности использования ИКТ-технологий на уроках
учебного курса «История Нижегородского края». - Гинзбург Борис Львович, доцент
кафедры истории и обществоведческих дисциплин ГБОУ ДПО НИРО, кандидат
исторических наук
4. Опыт использования современных образовательных технологий и методик в
преподавании региональной истории. - Бодунова
Светлана Александровна, учитель истории и обществознания МБОУ «Красносельская средняя школа» Арзамасского
района
5. Исследовательский проект «Ленинградские дети на Ветлужской
земле». - Левашова Наталья Сергеевна, учитель истории МБОУ «Ветлужская
школа № 2»
6. Проектная деятельность школьников по историческому краеведению с
использованием информационных технологий. - Светлакова
Галина Никандровна, учитель истории и обществознания
МБОУ «Комаровская школа» Богородского
района
7. Знать историю предков, или Приглашение на краеведческую конференцию. - Мухаметжанова Альфия Хайдяровна, учитель истории и обществознания МБОУ Большерыбушкинская СОШ имени А. С. Садекова
Краснооктябрьского района
8. Использование краеведческого компонента на уроках ОПК (4-й класс) и ОДНКНР
(5-й класс). - Серова Ольга Юрьевна, учитель ОПК и ОДНКНР МАОУ «Школа № 187» г.
Н. Новгорода
9. Поисковая деятельность учащихся МБОУ «Гимназия № 50» г.Н. Новгорода при
изучении истории родного края. - Фурсов Максим Викторович, учитель истории и
обществознания МБОУ «Гимназия № 50» г. Н.Новгорода
10. Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении истории
родного края. -Урбезова Наталья Владиславовна,
учитель истории и обществознания МБОУ «Верховская
ООШ» Шахунского района
11. Использование дистанционных технологий при изучении истории Нижегородского
края. - Седова Ирина Анатольевна, учитель истории и обществознания МБОУ № 1 г. Ворсма
Секция 4
Школьный музей как средство
познания истории родного края и воспитания личности
(ауд. 310 — зеленый класс)
Руководители секции: Ионова Лидия Александровна, учитель истории и
обществознания МБОУ СОШ № 58 Нижнего Новгорода; Гришин Вадим Васильевич, доцент
кафедры истории и обществоведческих дисциплин ГБОУ ДПО НИРО, кандидат
философских наук
1. Роль
школьного краеведческого музея в воспитании гражданина и патриота. - Готовцева Татьяна Николаевна, учитель истории и
обществознания МБОУ «Ильино-Заборская основная школа»
Семеновского района
2. Школьный музей и его роль в образовательном пространстве. - Оганина Наталья Борисовна, учитель истории и обществознания
МБОУ СШ с. п. Селекционной станции Кстовского района
3. Музей «Нижегородская старина» как ресурсный центр преподавания региональной
истории и формирования идентичности юных нижегородцев. - Шалаева
Ольга Владимировна, учитель истории и обществознания МБОУ «Школа № 24» г. Нижнего
Новгорода
4. Роль школьного музея в изучении истории Нижегородского края. - Ионова Лидия Александровна, учитель истории и обществознания
МАОУ «Школа № 58» г. Нижнего Новгорода
5. Из опыта работы музея школы № 18
г. Нижнего Новгорода. - Малова Людмила Николаевна,
учитель истории и обществознания МБОУ «Школа № 18» г. Нижнего Новгорода
6. Краеведческая работа в школе и ее роль в формировании гражданского и
культурного воспитания сельского школьника. - Тюмина
Антонина Михайловна, учитель истории и обществознания МБОУ Никольская СОШ Арзамасского
района
7. «Три мира Добролюбовской усадьбы» и работа музея
Н. А. Добролюбова по сохранению и передаче культурных усадебных традиций детям
и молодежи. - Дмитриевская Галина Алексеевна, заместитель директора МБУК
«Государственный литературно-мемориальный музей Н. А. Добролюбова»
8. Уроки в школьном музее — одна из форм изучения курса «История Нижегородского
края» в 8-м классе. - Кульпина Ирина Николаевна,
учитель истории и обществознания МБОУ Большетумановская
ОШ Арзамасского района
9. Методические возможности школьного музея в изучении истории родного края. - Зуева
Валентина Евгеньевна, Ладыгина Светлана Владимировна,
учителя истории и обществознания МБОУ школа № 7 г. Кулебаки
Секция 5
Изучение региональной и локальной истории
через внеурочную деятельность
(ауд. 203)
Руководители секции: Иткин Эдуард
Самуилович, старший научный сотрудник кафедры теории и практики воспитания и
дополнительного образования ГБОУ ДПО НИРО; Панов Никита Андреевич,
педагог-организатор МБУ ДО «Дворец детского творчества им. В. П. Чкалова» г. Нижнего
Новгорода
1. Формы внеурочной деятельности по
изучению истории Нижнего Новгорода и Нижегородской области. - Иткин Эдуард
Самуилович, старший научный сотрудник кафедры теории и практики воспитания и
дополнительного образования ГБОУ ДПО НИРО
2. Организация внешкольной деятельности по изучению краеведения в Ленинском
районе Нижнего Новгорода. - Зеленцов Олег Викторович, педагог-организатор
Центра детского творчества Ленинского района Нижнего Новгорода
3. Использование краеведческого материала в развитии гражданской идентичности
обучающихся на примере деятельности детской общественной организации. - Кочетова Софья Ивановна, учитель истории и обществознания
МБОУ «Лицей № 87 имени Л. И. Новиковой» Нижнего Новгорода, кандидат
политических наук
4. Опыт организации внеурочной деятельности историко-краеведческой
направленности на примере кружка «История в лицах». - Коленченко
Елена Миргасимовна, учитель истории и обществознания
МАОУ СШ «Гимназии № 1» пос. Мулино Володарского
района
5. Методика театрализации исторических сюжетов в городских краеведческих
конкурсах как средство расширения знаний и развития интереса к региональной
истории. - Панов Никита Андреевич, педагог-организатор МБУ ДО «Дворец детского
творчества им. В. П. Чкалова» Нижнего Новгорода
6. Изучение героических биографий моряков-нижегородцев через деятельность
Ассоциации детских морских объединений Нижнего Новгорода. - Михайлов Михаил
Михайлович, учитель краеведения МАОУ «Школа № 44 с углубленным изучением
отдельных предметов» Нижнего Новгорода
7. Кружок «Генеалогическая азбука» в начальной школе. - Халецкая
Алина Романовна, член общества «Нижегородский краевед»
8. Эффективные практики организации внеурочной деятельности учащихся
историко-краеведческой направленности. - Барышева
Светлана Николаевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Школа № 12» г. Сарова
9. Домашнее воспитание и формирование усадебной библиотеки Добролюбовых. - Моторная
Лариса Ивановна, старший научный сотрудник МБУК «Государственный
литературно-мемориальный музей Н. А. Добролюбова»
10. Квест как форма внеурочной деятельности при
изучении истории родного края. - Гребнева Елена Анатольевна, учитель истории
МБОУ «Шатовская СОШ» Арзамасского
района
11. Экскурсия как эффективная форма изучения истории родного края. - Рыбакова
Ольга Николаевна, Вяткина Юлия Сергеевна, учителя
истории и обществознания МБОУ «Шарангская СОШ»
12. Внеурочная деятельность учащихся историко-краеведческой направленности. - Колчанова Ирина Васильевна, учитель истории МАОУ «Вахтанская средняя школа» Шахунского
района
13. Из опыта краеведческой работы Васильсурской
средней школы. - Алексеева Ирина Алексеевна, учитель истории МБОУ «Васильсурская средняя школа» Воротынского района
После конференции планируется
издание сборника материалов конференции.
Контактная информация
Оргкомитета: 603122, г.Нижний
Новгород, ул. Ванеева 203.
ГБОУ ДПО НИРО, кафедра истории и
обществоведческих дисциплин, административный корпус, ком.504-505. Т.(831)
417-52-17, е-mail: histniro@yandex.ru
Зав. кафедрой: Романовский Вячеслав
Константинович;
Специалист кафедры: Зайцева Юлия Михайловна