Итоги
проведения областного
семинара-совещания по теме:
«Приоритетные направления реализации
региональной системы физкультурной деятельности в контексте современных
требований»
для руководителей районных методических объединений учителей
ФК
27 августа 2019 года.
В работе областного семинара-совещания для
руководителей районных методических объединений учителей физической культуры
приняли участие представители 31 района Нижегородской области и 4 районов
города Нижнего Новгорода.
Мероприятие открыла заведующая кафедрой
теории и методики физического воспитания и ОБЖ Елена Николаевна Фомичева,
кандидат педагогических наук, доцент. Ее выступление было посвящено актуальным
вопросам реализации региональной системы физкультурной деятельности в контексте
современных требований ФГОС, профессионального стандарта педагога, концепции
модернизации учебных предметов. Елена Николаевна акцентировала стратегические задачи Стратегии развития Нижегородской
области до 2035 года, направления (проекты) национального проекта «Образование»,
основные цели и задачи кафедры, приоритетные направления реализации
региональной системы физкультурной деятельности на ближайший период в этой
связи. Было подчеркнуто, что в рамках профессионального роста специалиста в
сфере физической культуры необходимо непрерывно формировать профессиональную
самостоятельность на основе знакомства и овладения инновационными
педагогическими технологиями, расширения творческой активности и углубления
методологических, общетеоретических и специальных знаний.
Затем Фомичевой Еленой Николаевной был
представлен и предложен для дальнейшего обсуждения руководителей РМО подробный
анализ работы, проведенной совместно с
инициативной группой нижегородских педагогов, по вопросам организации и
проведения школьного и муниципального этапов Всероссийской Олимпиады школьников
по предмету «Физическая культура».
В рамках
мероприятия выступили 8 докладчиков.
Лебедев Сергей Валерьевич, учитель физической культуры
высшей категории, МАОУ «Школа№156
им.Б.И. Рябцева» г. Нижний Новгород раскрыл технологию формирования успешного
человека в условиях физкультурного образования; подробно остановился на участии в конкурсе «Учитель года России - 2018», основных направлениях и
взаимодействиях с учащимися образовательных организаций.
Ботезат Ольга Григорьевна, преподаватель физической культуры, ГБПОУ «Нижегородский
Губернский колледж» рассказала об особенностях организации работы по
физическому воспитанию в условиях
инклюзивного образования в колледже. Представила нормативно-правовую документацию,
научную и методическую литературу, обеспечивающую обучение детей с ОВЗ. Проанализировала
возможности колледжа для реализации инклюзивного образования. Представила разработанный
курс «Адаптивная физическая культура» с использованием наиболее эффективных с
позиций инклюзивного образования форм и методов обучения, а также транслируемость
опыта работы в рамках инклюзивного подхода.
Ермаков Сергей Викторович, учитель физической культуры
высшей категории, МБОУ «Гимназия» г. Арзамас представил сообщение об использовании информационных технологий, как способа
формирования личностных и метапредметных компетенций, а также представил разработку
на тему взаимосвязи физических
нагрузок с техникой чтения младших школьников.
Семенова Альбина Федоровна, учитель физической культуры
высшей категории, МАОУ «Гимназия №80» г. Нижний Новгород сделала доклад по итогам своего участия во Всероссийском Конгрессе по вопросам
развития физической культуры, спорта и здоровья в системе образования
Российской Федерации. Она рассказала о работе Конгресса, в котором приняли
участие свыше 300 специалистов в области физической культуры и спорта из 56
субъектов Российской Федерации. В рамках работы Конгресса были представлены вид спорта «художественная гимнастика», как средство оздоровления, воспитания и физического совершенствования детей, на уровнях дошкольного и начального общего образования, а также
ряд новых видов спорта, по которым были проведены мастер-классы: школьный чирлидинг, тэг-регби, киберспорт
(киберспортивный танцевальный симулятор Just Dance) и роуп-скиппинг. С
помощью видеофрагмента отдельно был продемонстирован
мастер-класс по роуп-скиппингу представительницей
спортивного клуба «Мы» Вотяковой Юлией Дмитриевной и
предложена помощь по внедрению этого вида во внеурочную деятельность школьников
в рамках сотрудничества с образовательными организациями.
Тараканов Александр Александрович, директор ГБУДО ЦДяЮТиЭ НО проинформировал участников семинара по вопросам интеграции основного общего и дополнительного
образования в рамках реализации Национального проекта «Образование», рассказал
о создании регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и
талантов у детей и молодежи. Образовательная среда центра будет включать 1000
дополнительных общеобразовательных программ, 41 профильную смену и 40
региональных мероприятий. Численность участников образовательных отношений: 10
% обучающихся 5-11 классов Нижегородской области, вовлеченных в мероприятия
Центра; 1000 детей включенных в Государственный информационный ресурс о детях,
проявивших выдающиеся способности; 3000 детей участников образовательных
программ с использованием дистанционных технологий.
Организациями-партнерами
регионального центра стали: АО «Нижегородский завод 70-летия Победы», Нижегородский машиностроительный завод, ФКП
«Завод имени Я.М.Свердлова», АО Газпром межрегионгаз
Нижний Новгород, Горьковский автомобильный завод.
На
совещании также были представлены презентационные материалы, видеофрагменты представителей ООО «Цифровое пространство», авторов проекта «VR-ОБЖ», «Безопасная школа»: Елизарова Антона Евгеньевича
и Евстифеева Михаила Юрьевича, которые
обозначили возможности использования цифровых технологий в предметной области «Физическая культура и ОБЖ» (очки виртуальной реальности,
игровые обучающие сценарии, визуализация обучающих программ). На примере
учебных занятий по предмету ОБЖ (практические сценарии по теме пожарной безопасности) было показано действие тренажерных систем и виртуальных моделей, дополненной
и виртуальной реальностей для моделирования правильного поведения и действий обучающихся в нештатных ситуациях в условиях, приближенных к
реальным, с целью сохранения их здоровья и жизни. Участники семинара оценили возможности виртуальных технологий, познакомились с некоторыми практическими сценариями виртуальной реальности.
Игнатьев Павел Владимирович, к.п.н., доцент кафедры теории и методики физвоспитания и ОБЖ ГБОУ ДПО НИРО представляя информацию о
проблемах проектной деятельности в рамках реализации Концепции модернизации
преподавания учебного предмета «Физическая культура», отметил, что одной из
проблем формирования готовности учащихся основной школы к
учебно-исследовательской и проектной деятельности является низкий уровень
теоретической подготовки учителей к организации и руководству этими видами
деятельности. До настоящего времени проблема научно-методического обеспечения и
педагогического сопровождения такой деятельности в полной мере не разработана.
Образовательные программы педагогических вузов, как правило, не предусматривают
специальную комплексную подготовку студентов к такому вида деятельности.
Очевидна потребность в более углубленном освоении технологии проектной
деятельности в рамках курсов повышения квалификации учителей ФК.
Фомичев Артем Владимирович, к.п.н.,
доцент кафедры теории и методики физвоспитания и ОБЖ
ГБОУ ДПО НИРО представил информацию об особенностях использования
информационных технологий в системе подготовки по физической культуре и спорту. А.В.Фомичев
рассмотрел основные направления использования
информационных технологий в физическом воспитании младших школьников, а так же
применение информационных технологий в различных отраслях физической культуры и
спорта.
В заключение семинара все участники
работали над выполнением творческих заданий. Задания были связаны с обсуждением
проблемных вопросов организации и проведения школьного и муниципального этапов
Всероссийской Олимпиады школьников по физической культуре и формированием
предложений по совершенствованию данной работы в регионе. Затем педагоги
заполнили анкеты по изучению возможностей и меры готовности учителей, ОО к
применению цифровых технологий в образовательных организациях Нижегородской
области.
В целом, совещание было проведено на
достаточно высоком уровне. Участники поблагодарили выступающих за
представленную информацию, отметили практическую значимость сообщений, с точки
зрения применения инновационных педагогических технологий и решения некоторых
проблемных вопросов.