В России уже существует обязательный учебный план для
занятий по экономике и обществознанию. Однако в университетах и педагогических
вузах отсутствует возможность основательной подготовки преподавателей
экономики, и те педагоги, которые на данный момент преподают учащимся 14-18
лет, самостоятельно осваивают квалификацию.
Европейская комиссия одобрила образовательный проект ЕС Темпус
«Разработка и введение устойчивых структур по воспитанию предпринимательского
духа в России и Таджикистане», в подготовке которого приняли участие
специалисты ГОУ ДПО НИРО и Венского университета. Поздравляем с таким успехом,
желаем всем педагогам высоких достижений в воспитании нового поколения
российских граждан.
В центре внимания авторов проекта ЕС Темпус
«Разработка и введение устойчивых структур по воспитанию предпринимательского
духа в РФ и РТ» находится будущее России и Таджикистана. Последние годы
показывают, что обе страны обладают высоким инновационным потенциалом. В ходе
настоящего проекта планируется совместными усилиями способствовать инновациям и
внести изменения в системы образования России и Таджикистана.
Глобальная цель проекта ЕС Темпус
заключается в разработке и введении устойчивых структур по воспитанию
предпринимательского духа посредством модернизации/создания образовательных
стандартов и учебных планов, а также повышения квалификации педагогов и
подготовки преподавателей.
Связанные друг с другом цели делают
акценты на следующих уровнях: образовательные стандарты, учебные планы,
повышение квалификации, а также подготовка педагогов. Эти цели объединяются в
целостную синергетическую концепцию, сфокусированную на воспитании
предпринимательского духа. Благодаря запланированным структурным мероприятиям
на всех трех уровнях принципы и подходы, составляющие основу воспитания
предпринимательского духа, могут дать толчок устойчивому процессу непрерывного
образования.
Цель номер один проекта - модернизация (РФ) и разработка (РТ) образовательных
стандартов и учебных планов для занятий по экономике и обществознанию (целевая
группа: 14-18 лет) при использовании взаимных синергетических эффектов на
основе повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, а также
реализация и оценка в пилотных школах.
Ответственными за реализацию проекта на правительственном уровне и достижение
этой цели в России и Таджикистане выступают г-жа Лариса Ефремова, Министерство
образования и науки РФ, Москва, к.э.н., доц. Николай Бармин, Министерство образования Нижегородской области,
д.и.н., проф. Юрий Денисов, Управление Алтайского края по образованию и делам
молодежи, Барнаул , а также г-жа Тазарф
Насимова, Министерство образования РТ, Душанбе.
Цель номер два проекта - распространение (РФ) и введение (РТ) курсов повышения
квалификации в области дидактики экономики и обществознания с акцентом на
системе электронного обучения e-Learning,
преподавании с использованием электронных платформ и других информационных
технологий, а также учебных фирм при институтах повышения квалификации как
стратегия реализации концепции непрерывного образования. Ответственными за
достижение цели 2 являются г-н Иван Симонов, Нижегородский институт развития
образования, Нижний Новгород, д.п.н., проф. Наталья Калашникова, Алтайский
краевой институт повышения квалификации работников образования, а также акад.
Ирина Каримова, Академия педагогических наук РТ, Душанбе. Цель номер три
проекта - введение и модернизация программ подготовки преподавателей экономики
и обществознания в педагогических вузах и университетах РФ и РТ в соответствии
с требованиями Болонской конвенции. Для среднесрочного закрепления планируемых
результатов необходимо ввести учебные курсы, включающие 6 дисциплин, с целью
повышения педагогического профессионализма и методико-дидактической
компетентности практикующих преподавателей экономики и обществознания. Подобные
модульные курсы уже были введены во время проведения проекта Темпус
JEP_27036_2006 в Нижегородском институте развития образования. В связи с тем, что данный проект проходил лишь в течение двух лет,
а это довольно короткий срок для проведения мероприятий подобного масштаба,
планируется продолжить разработку материалов, акцентируя внимание на системе
электронного обучения e-Learning, преподавании с
использованием электронных платформ и других информационных технологий, и
начать их распространение с учетом тех или иных региональных условий.
Предполагается, что во время существования проекта этот курс обучения пройдут
120 преподавателей в России и 60 в Таджикистане.