22 мая
2020 г. в рамках Ведомственной целевой программы, посвященной празднованию Дня
славянской письменности и культуры состоялось заседание Региональной дискуссионной
площадки «Развитие базиса личностной культуры у детей средствами
письменно-речевой деятельности», который
празднуется ежегодно 24 мая, и
приурочен ко дню памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия.
Дискуссионную
площадку подготовили и провели доцент кафедры начального образования О.Ю.Дедова
и заведующая кафедрой начального образования ГБОУ ДПО НИРО С.К. Тивикова.
Мероприятие проходило на Российской цифровой платформе дистанционного
образования Тьютор-класс.
Участниками
дискуссионной площадки явились творческие команды школ и детских садов
Н.Новгорода и Нижегородской области, которые включились в инновационную
деятельность по темам: «Разработка и апробация технологий письменно-речевой
деятельности при подготовке детей к школе» (руководители О.Ю. Дедова, С.К.
Тивикова); «Содержательно-методические аспекты формирования языковой функциональной
грамотности у младших школьников» (руководитель Н.Ю.Яшина); «Формирование
регулятивных УУД младших школьников в процессе речевой деятельности»
(руководитель С.К. Тивикова).
Общее
количество слушателей Региональной дискуссионной площадки «Развитие
базиса личностной культуры у детей средствами письменно-речевой деятельности»
составило 575 человек, педагогов школ и дошкольных образовательных организаций
г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области.
Ведущие
начали работу со слов А.С. Пушкина, которые предложили сделать эпиграфом
встречи: «И пальцы тянутся к перу, перо к бумаге. Минута – и стихи свободно
потекут!», а также пожелали всем участникам вдохновения.
Далее
был сделан анализ заголовка встречи, в котором были выделены 3 смысловых блока:
дискуссионная площадка, базис личностной культуры и речевая деятельность.
В
процессе деятельности площадки были актуализированы вопросы и проблемы
современного образования, которые сложились в период глобализации, и намечены
пути их решения.
- Что
подразумевает понятие «базис личностной культуры»?
- Какое значение имеет речь в развитии личности детей?
- Почему многие российские школьники не любят уроки русского
языка и литературного чтения?
- Как сделать так, чтобы дети полюбили родную речь и уроки,
связанные с ней?
Был раскрыт
ряд системообразующих понятий современного образования: цели в соответствии с ФГОС, базис личностной
культуры, личностный потенциал.
Далее
была представлены тенденции и противоречия современного филологического
образования: между необходимостью установления межкультурных требований к
коммуникации и сохранением принципиальной уникальности национальных и
этнических культур, исторической памяти народа, в том числе и русского; между
необходимостью установления межкультурных
требований к коммуникации и сохранением принципиальной уникальности
национальных и этнических культур, исторической памяти народа, в том числе и
русского; также были предложены способы их решения.
Во второй части встречи было
организовано выступление педагогов детских садов и школ, участников
инновационной деятельности теме «Разработка и апробация технологий
письменно-речевой деятельности при подготовке детей к школе» Ляленковой
О.С. Морозкиной И.Ф. Кутяновой Л.А., Кузнецовой А.С., Львовой И.В., Харламовой
О.В., Кузьминовой Н.В., Лушиной Е.М., Кургановой
Т.А.
В конце встречи были зачитаны слова
русских писателей и поэтов о значимости русского языка Н.В. Гоголя, И.С.
Тургенева, К.Г. Паустовского. Закончилась встреча словами А.А.Ахматовой:
И
мы сохраним тебя, Русская речь,
Великое
русское слово!
Свободным и
чистым тебя пронесем,
И внукам
дадим,
И от плена
спасем!
Навеки!