Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«Нижегородский институт развития образования»
Методическое письмо
о реализации в 5 классе ФГОС основного общего образования по предметным областям и учебным предметам
Нижний Новгород
2015
В 5-м классе реализуются следующие предметные области и учебные предметы (см. Таблицу 1):
Таблица 1
№ п/п
|
Предметные
области
|
Учебные
предметы
|
|
|
1.
|
Филология
|
Русский язык
|
|
Литература
|
|
Иностранный язык
|
|
2.
|
Общественно-научные предметы
|
История
|
|
3.
|
Математика и информатика
|
Математика
|
|
4.
|
Естественно-научные предметы
|
Биология
|
|
5.
|
Искусство
|
Изобразительное искусство
|
|
Музыка
|
|
7.
|
Технология
|
Технология
|
|
8.
|
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности
|
Физическая культура
|
|
В приложениях к настоящему методическому письму приводятся рекомендации по реализации в 5 классе ФГОС основного общего образования, в которых содержится общая характеристика данных предметных областей и учебных предметов (см. Приложение 1 к письму).
ФГОС основного общего образования предусматривают наличие инвариантной части учебного плана и части, формируемой участниками образовательных отношений (70%/30%). Поэтому в проекте ООП ООО предусмотрено пять вариантов примерных недельных учебных планов основного общего образования.
Инвариантная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих ОП ООО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации.
Примечание
В различных примерных недельных учебных планах предусмотрена различная «расчасовка» для таких предметов как география, физическая культура (вариант №2). Такие предметы как экономика, обществознание и информатика включаются в учебный план образовательной организации, исходя из часов, предусмотренных в части, формируемой участниками образовательных отношений.
Предмет «Обществознание» традиционно изучался с 6 класса, но в последнее время многие темы получили пропедевтическое изложение уже на уровне начальной школы и в связи с этим разработчики учебников посчитали целесообразным в плане преемственности начинать его изучение с 5 класса.
В то же время следует учитывать, что на данный момент мы имеем только проект Примерного учебного плана в 5 вариантах, не утвержденный в качестве нормативного документа. Это означает, что решение о том, с какого класса начнется преподавание предмета «Обществознание» должно быть принято общеобразовательной организацией самостоятельно. Представляется наиболее целесообразным введение данного предмета с 5 класса за счет части, формируемой участниками образовательного процесса. В противном случае потребуется переструктурирование общего содержания данного учебного предмета самой школой, поскольку все, входящие в федеральный перечень учебники ориентированы на начало его изучения с пятого класса.
О количестве часов физической культуры по Варианту № 1 учебного плана. Если общеобразовательная организация приняла решение о выборе варианта № 1 учебного плана, она может использовать для введения третьего часа физкультуры часть, формируемую участниками образовательного процесса. Если данный вариант учебного плана получит нормативное закрепление, то изменять обязательную часть общеобразовательная организация не вправе, равно как и территориальные органы управления образования.
Количество учебных занятий за 5 лет (5 – 9 классы) не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов. Минимальное число часов в неделю в 5 классе при 34 учебных неделях составляет 28 часов; максимальное – при 35 учебных неделях – 32 часа. При этом с учетом законодательства Российской Федерации каждая общеобразовательная организация самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная неделя).
В рекомендациях, прилагаемых к настоящему письму (Приложение 1), содержится описание места каждого учебного предмета в учебном плане.
Предметные результаты по годам обучения вычленяются (см. ФГОС основного общего образования) по двум уровням: базовый (опорный) учебный материал, соответствующий уровню результатов «учащийся научится», и углубляющий, дополняющий, расширяющий или пропедевтический учебный материал, соответствующий уровню результатов «учащийся получит возможность научиться».
Описание предметных, а также метапредметных и личностных результатов освоения предметной области (учебного предмета) приводятся в специальном разделе прилагаемых рекомендаций (Приложение 1).
В 2015-2016 уч. году образовательные организации начинают реализацию ФГОС основного общего образования. Поэтому перечень УМК, реализуемых в образовательной организации, формируется на основании федерального перечня учебников на 2014-2015 уч. год (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253), (приказ Минобрнауки России от 5 сентября 2013 года № 1047).
Примечание
Выбор УМК в 5 классе должен осуществляться образовательной организацией при максимальном и возможном соблюдении принципа преемственности предметно-тематического содержания и подходов к его построению на уровне начального общего образования.
В рекомендациях, прилагаемых к настоящему письму, содержится описание учебно-методического обеспечения реализации каждой предметной области (учебного предмета) (Приложение 1).
Основное содержание учебных предметов на уровне основного общего образования отражено в рабочих программах по всем предметам учебного плана основного общего образования, разработка которых является сферой ответственности учителей, ведущих соответствующие учебные курсы, и руководителей образовательных организаций, утверждающих данные программы.
Программы отдельных учебных предметов разрабатываются на основе требований ФГОС основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы[1]. Рабочие программы учебных предметов являются обязательным компонентом образовательной программы основного общего образования согласно п.9 ст. 2 закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ.
В качестве рекомендуемой основы разработки рабочих программ отдельных учебных предметов можно рассматривать Конструктор программ отдельных учебных предметов, размещённый на сайте edu.crowdexpert.ru в разделе «Основная школа» (подраздел «Программы учебных предметов»).
В приложении 2 к настоящему письму приведены информационно-методические рекомендации по разработке программ учебных предметов, содержащие информацию об особенностях построения содержания рабочих программ по отдельным учебным предметам в условиях ФГОС основного общего образования; примерной структуре рабочей программы отдельного учебного предмета; требованиях к учебно – методическому обеспечению реализации программ отдельных учебных предметов.
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» определено, что основная образовательная программа реализуется образовательной организацией, в том числе, и через внеурочную деятельность, которая являются неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Внеурочная деятельность позволяет решить ряд важных задач:
– обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
– оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
– улучшить условия для развития ребенка;
– учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: физкультурно-спортивное и оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Формы организации внеурочной деятельности, в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательная организация самостоятельно.
Основными требованиями к реализации внеурочной деятельности являются:
1. Наличие утвержденных программ курсов внеурочной деятельности
2. Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 5 лет обучения на этапе основной школы не более 1750 часов, в год – не более 350 часов (существенно то, что регламентируется только максимальное количество часов).
3. Величину недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через внеурочную деятельность определяют за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов.
4. Допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность на периоды каникул, (но не более 1/2 количества часов). Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ
5. В зависимости от задач на каждом этапе реализации примерной образовательной программы количество часов отводимых на внеурочную деятельность может изменяться (то есть, например, их может быть больше в 5 – 6 классах, а далее снижаться, и далее минимальным будет количество данных часов в 9 классе, что объективно учитывает возрастные психолого – педагогические особенности и интересы подростков).
При организации внеурочной деятельности обучающихся, если отсутствует необходимая материально-техническая база в общеобразовательном учреждении, необходимо использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организации отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных и профильных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.
Необходимо продумать систему преемственности в организации внеурочной деятельности между уровнями начального и основного общего образования. Преемственность в организации внеурочной деятельности может базироваться на ценностно-целевой (преемственность целевых установок, планируемых результатов, систем оценок), содержательной (преемственность реализуемых направлений и видов деятельности) и организационной составляющих (модель внеурочной деятельности, условия и механизмы её реализации).
Содержание внеурочной деятельности обучающихся складывается из совокупности направлений развития личности (общекультурного, общеинтеллектуального, социального, духовно-нравственного, спортивно-оздоровительного и т.д.). Данные направления являются содержательным ориентиром для разработки соответствующих программ внеурочной деятельности, но образовательная организация вправе самостоятельно выбирать реализуемые направления внеурочной деятельности, определять временные рамки и формы её организации с учетом запросов обучающихся и родителей, а также своих условий.
Внеурочная деятельность тесно связана с системой дополнительного образования. Но важно помнить о том, что дополнительное образование детей предполагает реализацию дополнительных общеобразовательных программ. Программы же внеурочной деятельности направлены на реализацию основной образовательной программы основного общего образования.
При привлечении к осуществлению внеурочной деятельности специалистов системы дополнительного образования следует предусмотреть ряд важных аспектов:
• разработку (совершенствование) нормативно-правовой базы взаимодействия общего и дополнительного образования;
• разработку требований к программам дополнительного образования с ориентацией на получение предметных, метапредметных и личностных и результатов;
• совместную экспертизу качества внеурочной деятельности обучающихся.
При реализации внеурочной деятельности целесообразно спроектировать её организацию с учётом многообразия и вариативности её направлений, видов и форм. При этом предметом проектирования должна стать целостная система ее организации с выделением приоритетных направлений развития личности, которые будут играть системообразующую роль.
Предлагается при организации внеурочной деятельности условно выделять такие этапы:
- проектный, включающий в себя диагностику интересов, увлечений, потребностей детей, запросов их родителей и проектирование на основе ее результатов системы организации внеурочной деятельности в школе; в качестве организационного механизма может быть использован план (программа) организации внеурочной деятельности, определяющий общий объём, состав и структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения или для уровня образования.
- организационно-деятельностный, когда происходит создание и функционирование разработанной системы внеурочной деятельности посредством ее ресурсного обеспечения, при этом именно интеграция кадровых ресурсов будет способствовать наиболее полному удовлетворению потребностей школьников и запросов их родителей; координацию индивидуальных и коллективных траекторий внеурочной занятости школьников может осуществлять педагог-организатор (заместитель директора ОО по воспитательной работе) или другой педагог образовательного учреждения.
- аналитический – осуществление анализа и оценки функционирования созданной системы; необходима разработка критериальной базы и диагностического инструментария для изучения состояния действующей в образовательной организации системы внеурочной деятельности школьников. При этом предметом анализа и оценки могут стать: результативность освоения задач ООП, включенность учащихся в систему внеурочной деятельности; ресурсная обеспеченность системы внеурочной деятельности; вариативность направлений, видов и форм организации внеурочной деятельности; продуктивность внеурочной деятельности (достижения детей в выбранных видах деятельности); удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами и т.п.
На первом этапе усилия администрации и педагогов направляются сначала на сбор информации о том, чем увлекается и интересуется каждый обучающийся, где и как он реализует свои интересы и потребности, чем еще хотел бы заниматься в классе, школе, учреждениях дополнительного образования, культуры, спорта, какое мнение по данному поводу имеют его родители. С этой целью можно использовать методы опроса (беседа, интервью, анкетирование), игровые методики, выполнение творческих заданий. Полученные сведения имеют важное значение для составления организационной модели и плана внеурочной деятельности на ступени основного общего образования, индивидуальной карты занятости во внеурочной деятельности, которая заполняется на каждого обучающегося в конкретном классе классным руководителем.
Предметом проектирования на данном этапе должны стать организационная модель и план внеурочной деятельности на ступени основного общего образования. Для организации успешной деятельности по разработке организационной модели внеурочной деятельности необходимо провести ряд мероприятий по следующим направлениям: организационному; нормативному; финансово-экономическому; информационному; научно-методическому; кадровому; материально-техническому.
Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в 5 классе могут быть разработаны модели внеурочной деятельности такого же типа, как и в начальном общем образовании: базовая, модель дополнительного образования, модель «школы полного дня», оптимизационная модель, инновационно-образовательная модель (см. Письмо Министерства образования и науки №03-296 от 12 мая 2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»).
Для полноценного перехода на ФГОС всех звеньев основной школы рекомендуем обращение к моделям внеурочной деятельности, обеспечивающим реализацию программы развития воспитательной компоненты и позволяющим системно интегрировать все направления развития личности обучающихся.
Рекомендуем для разработки модели внеурочной деятельности в образовательной организации создать творческую группу из числа учителей основной школы, педагогов дополнительного образования, обучающихся и их родителей.
Организационным механизмом реализации внеурочной деятельности на ступени основного общего образования является план внеурочной деятельности, который, как и в основной образовательной программе начального общего образования, находится в организационном разделе основной образовательной программы. План внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся на ступени основного общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации. Образовательная органзация самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности.
Наряду с определением направлений, видов детских объединений внеурочной деятельности и количества времени участия в них необходимо кратко охарактеризовать содержательные аспекты каждого направления (вида) деятельности, которые более детально описываются в прилагаемых образовательных программах внеурочной деятельности.
На втором этапе организации внеурочной деятельности все действия направляются на реализацию разработанной модели и плана. При организации внеурочной деятельности в условиях образовательной организации педагогическими работниками разрабатываются соответствующие направлениям различные типы образовательных программ внеурочной деятельности: комплексные образовательные программы; тематические образовательные программы; образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня; образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности; возрастные образовательные программы; индивидуальные образовательные программы для учащихся. Приоритетное значение в организации внеурочной деятельности основной школы принадлежит программам воспитания и социализации по типу программы развития воспитательной системы.
При разработке программ внеурочной деятельности следует учесть, что отсутствует федеральный перечень программ внеурочной деятельности. В связи с этим можно использовать опубликованные примерные программы внеурочной деятельности и программы дополнительного образования детей, приведенные в соответствие с требованиями к программам внеурочной деятельности.
Программы внеурочной деятельности на ступени основного общего образования разрабатываются на 35 учебных недель. В программе количество часов теоретических занятий не должно превышать 50% от общего количества часов. Программу следует понимать как модель совместной деятельности педагога и ребенка, отражающую процесс обучения, воспитания и творческого развития.
Содержание Программы должно быть направлено на: создание условий для творческого развития личности ребенка; развитие мотивации личности к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; создание условий для личностного и профессионального самоопределения обучающихся; профилактику асоциального поведения.
При разработке Программы необходимо учитывать: преемственность и согласованность её с образовательными программами общеобразовательной школы и программами внеурочной деятельности ступени начального общего образования; возрастные и индивидуальные особенности обучающихся; практическую значимость, технологичность Программы (доступность для использования ее в педагогической практике); наличие логики в изложении материалов.
Программа внеурочной деятельности включает следующие структурные элементы: 1) Титульный лист. 2) Оглавление (для программ 2 и более лет обучения). 3) Пояснительная записка. 4) Учебный план (для программ 2 и более лет обучения). 5) Учебно-тематический план. 6) Содержание изучаемого курса. 7) Методическое обеспечение. 8) Список литературы.
Примерные программы внеурочной деятельности и программы внеурочной деятельности, разработанные педагогами самостоятельно, служат основанием для составления рабочих программ, что входит в компетенцию образовательного учреждения (п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).
Эффективность их реализации во многом зависит от ресурсного обеспечения. Первостепенное значение имеет кадровое обеспечение реализации модели. Субъектами внеурочной деятельности могут и должны стать классные руководители, учителя-предметники, педагоги-организаторы, воспитатели групп продленного дня, педагоги дополнительного образования, специалисты учреждений культуры, спорта и других организаций. Только благодаря интеграции кадровых ресурсов возможно проведение интересной и полезной внеурочной деятельности, удовлетворение потребностей обучающихся и запросов их родителей.
Администрации образовательной организации необходимо позаботиться о финансовом и материально-техническом обеспечении системы внеурочной деятельности. Необходимо оборудовать помещения, специально предназначенные для проведения учебных занятий внеурочной деятельности, установить договорные отношения с социальными партнерами по использованию их ресурсов в работе с детьми.
На третьем этапе приоритетную роль играют действия оценочно-аналитического характера.
Предметом анализа и оценки становятся следующие аспекты:
- включенность обучающихся в систему внеурочной деятельности;
- соответствие содержания и способов организации внеурочной деятельности принципам системы;
- ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности учащихся.
Для осуществления более глубокого и детального анализа включенности учащихся во внеурочную деятельность необходимо обладать достаточной и систематизированной информацией об участии школьников в деятельности во внеурочное время.
Возможна реализация вариативных моделей организации внеурочной деятельности.
Так, одна из них предполагает формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в рамках внеурочной деятельности, когда специалистами образовательной организации разрабатывается ряд программ, формируемых по модульному принципу (часть модулей могут являться инвариантыми, часть – вариативными для прохождения). Определение групп учащихся, желающих обучаться по тем или иным программам, происходит перед началом учебного года, расписание занятий по внеурочной деятельности составляется в соответствии с выбором обучающихся и условиями конкретной школы.
Данная модель может быть представлена в плане как работа с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и организационному обеспечению учебной деятельности.
Другая модель предполагает использование проектного метода. При этом содержание каждого проекта (при наличии своих целей и задач, форм организации и представления результатов) может обеспечивать реализацию разных направлений и видов внеурочной деятельности. Проекты могут разворачиваться последовательно или параллельно в течение учебного года и более; время для реализации проектов, в том числе каникулярное, определяется в зависимости от содержательного наполнения проектов. Преимущества данной модели в том, что она может быть реализована в различных условиях организации образовательного процесса.
Третья модель организации внеурочной деятельности может быть построена в рамках функционирования школы как воспитательной системы, когда в первую половину дня осуществляется учебный процесс, а во вторую половину дня дети заняты в воспитательных центрах (детских общественных организациях, органах ученического самоуправления и пр.) и в объединениях дополнительного образования. При этом осуществляется опора на интеграцию основных и дополнительных общеобразовательных программ. Функционирование школы как воспитательной системы на основании программы развития воспитательной компоненты может варьироваться в рамках организации «воспитательной системы», «воспитывающей среды», «воспитательного потенциала обучения», «воспитательной деятельности», и т.д.
Внеурочная деятельность «воспитательного типа» на этапе становления воспитательной системы может быть представлена через модель плана внеурочной деятельности в следующих вариациях:
- модель плана с преобладание общественной самоорганизации обучающихся,
- модель плана с преобладанием педагогической поддержки обучающихся,
- модель плана с преобладанием работы обеспечению благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы,
- модель плана с преобладанием воспитательных мероприятий.
Приложение 1
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО В 5 КЛАССЕ ПО ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2015-2016 УЧЕБНОМ ГОДУ
I. Предметная область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности». В учебный план основной образовательной программы образовательной организации основной школы в условиях ФГОС входит предметная область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», включающая учебные предметы «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности»
II. Общая характеристика учебного предмета «Физическая культура».
С учетом появления образовательных программ на основе государственного образовательного стандарта второго поколения следует осуществлять последовательный переход на их реализацию, ежегодно добавляя следующий класс (к первому классу – второй, к пятому классу – шестой и т.д.). При этом, классы, еще не вовлеченные в процесс полного и обязательного перехода на реализацию ФГОС, работают по предыдущим программам, последовательно включая элементы нового содержания, рекомендуемого примерными программами по учебному предмету «Физическая культура» (ФК).
Примерная образовательная программа по ФК предназначена для реализации обучающимися, не имеющих противопоказаний для занятий физической культурой. Речь идет об учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к основной и подготовительной группам. Составляющие содержание программы виды спорта дифференцированы по требованиям к результату.
В примерной программе, ориентированной по содержанию на ФГОС нового поколения, не содержится учебного плана и нормативов физической подготовленности учащихся. Учебный материал не распределен по классам. Учитель (коллектив учителей) самостоятельно, с учетом требований теории и методики физического воспитания, требований ФГОС и содержания примерной программы, разрабатывает рабочую программу для каждой ступени общего образования (1-4, 5-9, 10-11 классы).
III. Место предмета «Физическая культура» в учебном плане.
Учебный план по предмету «Физическая культура» разрабатывается по обычной схеме для каждого уровня общего образования из расчета трех часов в неделю. Третий час учебного предмета рекомендовано использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания (Приказ Минобразования науки РФ от 30 августа 2010г., № 889).
Пример учебного плана для основной школы:
№
|
Разделы, темы
|
классы
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
1.
|
Знания о физической культуре
|
|
|
|
|
|
2.
|
Способы физкультурной деятельности
|
|
|
|
|
|
3.
|
Физическое совершенствование
|
|
|
|
|
|
Перечень разделов учитель определяет на основе структуры содержания примерных программ по физической культуре. Состав тем представлен в разделе «Примерное тематическое планирование». Последовательность прохождения и распределение учебного материала (тем) как по годам обучения, так и в рамках учебного года для каждого класса учитель определяет самостоятельно. Разработанные учителем документы учебно-методического комплекса (рабочая программа, рабочее планирование) утверждаются руководителем образовательной организации.
Методические рекомендации по составлению тематического планирования разделов учебной программы разработаны Министерством образования и науки РФ № 19-299, от 25 ноября 2011 года. Ниже по тексту предлагаются варианты календарно-тематического планирования.
Тематическое планирование по предмету «Физическая культура»:
Вариант 1
ü Наименование раздела программы.
ü Тема урока.
ü Количество часов.
ü Тип урока.
ü Элементы содержания.
ü Требования к уровню подготовленности уч-ся.
ü Вид контроля
ü Домашнее задание.
ü Дата проведения (план – фактически).
Вариант 2
Содержание
|
Тематическое планирование
|
Виды деятельности
обучаемых
|
1. Основы ФК знаний.
2. Способы ФК деятельности.
3. Физическое совершенствование
|
|
|
Вариант 3
№
|
Наименование разделов и тем
|
Кол-во часов
|
Сроки
|
Формы занятий
|
Контроль (формы, виды)
|
|
|
|
|
|
|
Контроль интереса к физкультурной деятельности учащихся
Интерес, как избирательная направленность индивида к какому-либо виду деятельности (или ее составляющим), является отражением потребностей и источником мотивации. Поэтому оценивание его проявлений, несомненно, отражает результативность профессиональной деятельности педагога. В практике контроля физкультурной деятельности, оценивание интереса занимающихся к ней, в лучшем случае, происходит по произвольно выбранным критериям чисто визуально. Это не позволяет дать объективную оценку и произвести сравнительный анализ достижений разных педагогов.
Для решения поставленной задачи можно использовать арсенал средств, отработанных в психологии. Однако это не всегда целесообразно. Применительно к контролю интереса учащихся к физкультурной деятельности, видимо, следует ориентироваться на самые доступные (по ресурсным затратам) и простые (по технологиям оценивания) методики.
Представляется, что процедура оценивания интереса учащихся к физической культуре деятельности должна осуществляться по отношению к содержанию занятий и по отношению к педагогу, который проводит эти занятия. При этом используется метод анонимного (безымянного) анкетирования. Разработка таких анкет дело специалистов - психологов.
Это связано с тем, что требуется обоснование, по крайней мере, трех аспектов анкетирования по критериям необходимости и достаточности. Во-первых, состав вопросов. Во-вторых, содержание (формулировка) вопросов. В-третьих, шкала оценивания и оценочные суждения.
Самый простой способ оценивания интереса к физкультурной деятельности - визуальное определение количества учащихся с положительной реакций на выполнение заданий в рамках урока. Можно рекомендовать использование следующих анкет для опроса учащихся.
Анкета 1.
Мне на уроке физической культуры …
… нравятся все задания
… нравятся почти все задания
… нравятся отдельные задания
… ничего не нравится
Анкета 2.
На урок физической культуры я прихожу…
… всегда с желанием
… почти всегда с желанием
… иногда с желанием, а иногда нет
… почти всегда без желания
… всегда без желания
Анализ результатов анкетирования связан с вычислением процента опрошенных по каждому из вопросов. Оценивание интереса осуществляется по количественным (в %) показателям распределения вариантов ответов. Проведение анкетирования на протяжении ряда лет позволяет судить о динамике интереса учащихся к физкультурной деятельности.
Сравнительный анализ результатов анкетирования различных педагогов позволит выявить лучшие показатели профессиональной деятельности. При этом высокие показатели требуют изучения и распространения опыта работы, а худшие - выявления и устранения причин такого положения дел. Естественно, что получаемые результаты не следует абсолютизировать или драматизировать.
С учетом базовых направлений физического воспитания (теоретическая, техническая и физическая подготовка) в условиях 3-х часов в неделю возможны несколько вариантов сочетания определяющих направлений (физическая и техническая подготовка):
- комплексный (на каждом уроке оба направления подготовки),
- на основе приоритета физической подготовки (два урока - физическая подготовка, один урок - техническая),
- на основе приоритета технической подготовки (два урока - техническая подготовка, один урок - физическая).
Во всех вариантах возможно добавление средств теоретической подготовки (по потребности и условиям). При этом, чем старше возраст учащихся, тем больший объем времени отводится в уроке на теоретическую подготовку, но в рамках общего объема выделяемого в учебном плане на этот вид подготовки.
Содержание и программы занятий для учащихся специальных медицинских групп представлены в следующих документах:
1. «Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов специальных медицинских групп», Волгоград, издательство «Учитель», 2014;
2. «Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1-11 классов специальных медицинских групп», Москва, издательство «Глобус», 2010.
IV. Требования к результатам обучения и освоения содержания курса «Физическая культура»
Личностные и метапредметные результаты освоения основной образовательной программы достигаются в соответствии с их представлением в содержании Федерального государственного образовательного стандарта.
Предметные результаты изучения предмета «Физическая культура» должны отражать:
1) понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
2) овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма;
3) приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах;
4) расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой;
5) формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий; расширение двигательного опыта организма.
V. Учебно-методическое обеспечение учебного предмета «Физическая культура»
Общеобразовательным организациям рекомендовано использовать в образовательном процессе учебники, которые входят в федеральный перечень учебников (ФПУ), утвержденный Приказом Министерства образования и науки России от 31 марта 2014 года, № 253.
Согласно новому порядку в указанный перечень включаются учебники, рекомендованные Научно-методическим советом Минобрнауки РФ на основании положительных экспертных заключений и отвечающие следующим требованиям:
1. Принадлежат к завершенной предметной линии учебников.
2. Представлены в печатной форме и имеют электронное приложение, являющееся их составной частью.
3. Имеют методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным образовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в своей образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу Приказа (№ 253, от 31 марта 2014 г.) учебники из ФПУ, рекомендованные Министерством образования и науки РФ (приказ Минобразования и науки РФ № 1067, от 19 декабря 2012 г.) для завершения изучаемого предмета. Наряду с учебниками в образовательной деятельности могут использоваться учебные издания, являющиеся учебными пособиями.
Выбор учебников определяется содержанием основной образовательной программы, реализуемой школой. Для сохранения преемственности в освоении программы нецелесообразно приобретать отдельные учебники, входящие в разные предметные линии. Педагогические работники имеют право на выбор учебников, учебных пособий, иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании.
Учебники по предмету «Физическая культура» разных авторов, по нашему мнению, мало отличаются по содержанию друг от друга. Сопряженность содержания учебников находится на вполне допустимом уровне и не противоречит содержанию образовательного стандарта второго поколения.
Ниже приведен список учебников по физической культуре для 5 класса (в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253)
· Матвеев А.П. Физическая культура, 5 кл. Издательство «Просвещение»;
· Погадаев Г.И. «Физическая культура, 5-6 кл. Издательство ООО «Дрофа»;
· Виленский М.Я., Туревский И.М., Торочкова Т.Ю. и др. Физическая культура. 5-7 кл., Издательство «Просвещение»
· Гурьев С. В., под ред. Виленского М. Я. «Физическая культура», 5 – 7 кл. Издательство «Русское слово»
· Петрова Т. В., Копылов Ю. А., Полянская Н. В., Петров С. С. «Физическая культура», 5 – 7 классы. Издательский центр «Вентана-Граф».
· Погадаев Г. И. «Физическая культура», 5 – 6 кл. Издательство «Дрофа».
Обращаем Ваше внимание на то, что учебники, выделенные жирным курсивом, принадлежат к завершенной предметной линии учебников.
VI. Общая характеристика учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:
· безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
· понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
· принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
· антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
· отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
· готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
· формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
· формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
· выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания основного общего образования включает в себя два учебных модуля и пять разделов.
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности.
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Раздел 4. Основы здорового образа жизни.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
Понятийная база и содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов.
VII. Место предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане.
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» включается в учебный план образовательной организации, исходя из часов, предусмотренных в части, формируемой участниками образовательных отношений, из расчета один час в неделю, 35 часов в год, 175 часов за пять лет обучения.
Содержание учебного предмета и тематическое планирование по курсу ОБЖ с определением основных видов учебной деятельности для 5 класса
5 класс (1 час в неделю, всего 35 часов)
№ темы
|
Тематическое планирование
|
Характеристика видов деятельности учащихся
|
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (22 ч)
|
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (15 ч)
|
|
1
|
Человек, среда его обитания, безопасность человека (5ч)
1.1.Город как среда обитания.
1.2. Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища.
1.3. Особенности природных условий в городе.
1.4. Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность.
Безопасность в повседневной жизни
|
Сравнивают особенности жизнеобеспечения городского и сельского жилища и возможные опасные и аварийные ситуации.
Анализируют инструкции пользователя электрических и электронных приборов.
Различают предметы бытовой химии.
Заполняют дневник безопасности. Характеризуют наиболее эффективный способ предотвращения опасной ситуации в быту
|
2
|
Опасные ситуации техногенного характера (6 ч)
2.1. Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения.
2.2. Пешеход. Безопасность пешехода.
2.3. Пассажир. Безопасность пассажира.
2.4. Водитель.
2.5. Пожарная безопасность.
Безопасное поведение в бытовых ситуациях
|
Характеризуют причины дорожно-транспортных происшествий, организацию дорожного движения и правила безопасного поведения участников дорожного движения.
Запоминают правила безопасного поведения на дорогах.
Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Характеризуют права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту. Запоминают правила безопасного поведения при пожаре
|
3
|
Опасные ситуации природного характера (2 ч)
3.1. Погодные условия и безопасность человека.
Безопасность на водоёмах
|
Характеризуют основные опасные погодные условия в местах своего проживания и их последствия.
Различают меры безопасного поведения в условиях опасных погодных явлений (ветер, дождь, гололёд).
Различают состояние водоёмов в различное время года.
Объясняют правила поведения на водоёмах. Применяют правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде
|
4
|
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (2 ч)
4.1. Чрезвычайные ситуации природного характера.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера
|
Различают чрезвычайные ситуации по причинам их возникновения.
Анализируют правила своего возможного поведения в случае возникновения той или иной чрезвычайной ситуации
|
Раздел 3. Основы противодействия экстремизму и терроризму в РФ (7 ч)
|
5
|
Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение (3 ч)
5.1. Антиобщественное поведение и его опасность.
5.2. Обеспечение личной безопасности дома.
Обеспечение личной безопасности на улице
|
Характеризуют основные виды антиобщественного поведения и их последствия. Вырабатывают отрицательное отношение к любым видам антиобщественного поведения. Распознают признаки возникновения опасной ситуации дома и на улице.
Составляют правила собственного безопасного поведения дома и на улице в различных опасных ситуациях
|
6
|
Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества и государства (4 ч)
6.1.Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения.
6.2. Виды экстремистской и террористической деятельности.
6.3. Виды террористических актов и их последствия.
Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности
|
Объясняют общие понятия об экстремизме и о терроризме и причины их возникновения. Характеризуют основные виды террористической деятельности.
Формулируют свои правила поведения в повседневной жизни, чтобы не стать правонарушителями, и записывают их в дневник безопасности. Составляют план своих действий при угрозе возникновения теракта и при теракте. Анализируют виды террористических актов и их характерные особенности.
Характеризуют ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение
|
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (13 ч)
|
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (5 ч)
|
7
|
Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни
(3 ч)
7.1. О здоровом образе жизни.
7.2. Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия укрепления здоровья.
Рациональное питание. Гигиена питания
|
Объясняют основные положения о здоровом образе жизни.
Распознают виды двигательной активности и закаливания.
Характеризуют сущность рационального питания
|
8
|
Факторы, разрушающие здоровье
(2 ч)
8.1. Вредные привычки и их влияние на здоровье.
8.2. Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек (практические занятия)
|
Объясняют пагубность влияния вредных привычек на здоровье школьника, его умственные и физические способности.
Вырабатывают отрицательное отношение к курению и употреблению алкоголя
|
9
|
Первая помощь и правила её оказания (8 ч)
9.1. Первая помощь при различных видах повреждений.
9.2. Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (практические занятия).
Первая помощь при отравлениях (практические занятия)
|
Характеризуют предназначение и общие правила оказания первой помощи.
Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при ушибах и ссадинах. Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при отравлениях никотином и угарным газом
|
VIII. Требования к результатам обучения и освоения содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
Требования к личностным, метапредметным результатам освоения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» достигаются в соответствии с их представлением в содержании Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Требования к предметным результатам по освоению курса «Основы безопасности жизнедеятельности»:
· формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
· формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
· знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства;
· знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; умение оказать первую помощь пострадавшим;
· умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
· овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
IX. Учебно-методическое обеспечение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253 утвержден федеральный перечень учебников (ФПУ), рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. В соответствии с данным приказом предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5 классе изучается по учебникам:
- Виноградова Н.Ф., Смирнов Д.В., Сидоренко Л.B., Таранин А.Б. «Основы безопасности жизнедеятельности». 5-6 классы. Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ.
-Поляков В.В.,Кузнецов М.И., Марков В.В. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности». 5 класс. Изд. «Дрофа».
-Смирнов А.Т., Хренников Б.О. / Под ред. Смирнова А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности». 5 класс. Изд. «Просвещение».
-Фролов М.П., Шолох В П., Юрьева М.В., Мишин Б.И. / Под ред. Воробьёва Ю.Л. «Основы безопасности жизнедеятельности». 5 класс. Изд. «Астрель»
Приложение 2
Информационно-методические рекомендации
по разработке программ учебных предметов
(курсов, модулей)
Введение
Основное содержание учебных предметов (курсов, модулей) на уровне основного общего образования отражено в рабочих программах по всем предметам учебного плана основного общего образования, разработка которых является сферой ответственности учителей, ведущих соответствующие учебные курсы, и руководителей образовательных организаций, утверждающих данные программы.
Программы отдельных учебных предметов разрабатываются на основе требований ФГОС основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы[2]. Рабочие программы учебных предметов являются обязательным компонентом образовательной программы основного общего образования согласно п.9 ст. 2 закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ.
В качестве рекомендуемой основы разработки рабочих программ отдельных учебных предметов можно рассматривать Конструктор программ отдельных учебных предметов, размещённый на сайте edu.crowdexpert.ru в разделе «Основная школа» (подраздел «Программы учебных предметов»).
Информационно – методические рекомендации состоят из трёх разделов:
Раздел 1. Особенности построения содержания рабочих программ по отдельным учебным предметам в условиях ФГОС основного общего образования.
Раздел 2. Примерная структура рабочей программы отдельного учебного предмета (курса, модуля).
Раздел 3. Требования к учебно – методическому обеспечению реализации программ отдельных учебных предметов (курсов, модулей).
Раздел 1. Особенности построения содержания рабочих программ по отдельным учебным предметам в условиях ФГОС основного общего образования
Рабочая программа по учебному предмету является проектом содержания образования, на основе которого учитель самостоятельно принимает решение, что отобрать для предъявления учащимся в соответствии с целями и условиями педагогической деятельности. Отсюда технология конструирования учебной информации — процесс принятия педагогических решений в условиях системы ограничений и предписаний, которые диктуются установленными нормами (что и в каком объеме из задаваемой информации должны усвоить учащиеся); исходным уровнем подготовленности учащихся к восприятию учебной информации; возможностями самого учителя, а также той школы, в которой он работает.
В содержании учебного предмета (курса) выделяются два вида учебного материала: базовый (опорный материал), освоение которого обеспечивает достижение уровня образовательных результатов «выпускник научится», и углубляющий (расширяющий, дополняющий, пропедевтический) материал, соответствующий уровню образовательных результатов «выпускник получит возможность научиться».
В технологическом отношении принципиальное значение имеет проблема структурирования учебного материала. Учебный материал — это система идеальных моделей, представленных блоками дидактического материала, представляющего собой систему объектов, каждый из которых предназначен для использования в процессе обучения в качестве материальной или материализованной модели той или иной системы, выделенной в рамках общественного знания и опыта, и предназначенных для использования в учебной деятельности.
Поскольку учебная деятельность рассматривается как процесс решения системы учебных задач, то естественно, что единицей членения учебного материала является учебная задача. В связи с этим учебный материал в рабочей программе по учебному предмету допустимо рассматривать как педагогически целесообразную систему учебных задач. Отсюда построение системы учебных задач становится стержнем действий учителя по проектированию учебного материала и разработке дидактического материала, в котором он находит свое воплощение.
Примерной формой описания в рабочей программе содержания учебного предмета, курса в виде системы учебно – познавательных и учебно – практических задач, в которых фиксируется содержание планируемых результатов в виде обобщенных способов действий с учебным материалом может служить следующая матрица:
Наименование темы (раздела) учебного предмета (курса):
Таблица 1
Возможный вариант представления содержания тем учебного предмета
Элемент содержания учебного материала
|
Планируемый результат в виде обобщенных способов действий
|
1. Общенаучные и базовые для данной области знания
|
Умения и навыки, способствующие освоению систематических знаний
|
2. Метапредметные знания, знания, дополняющие, углубляющие и расширяющие базовый учебный материал
|
Навыки самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний
|
3. Проблемные вопросы, относящиеся как изучаемой области научного знания, так и соответствующей сфере общественной практики
|
Способы постановки и решения проблем
Способы применения усвоенных способов действия (предметных и метапредметных) к реальным жизненным ситуациям
|
4. Ценностно-смысловые установки
|
Ценности, смыслы, убеждения, нравственно — этические оценки, относящиеся как к предметным, так и метапредметным знаниям и умениям
|
Далее прописываются используемые при изучении данной темы (раздела):
- формы сотрудничества: организация учебной работы в парах, малых группах;
- формы коммуникации: создание письменных, устных, гипертекстов текстов, высказываний, суждений с заданными параметрами;
- формы самоорганизации образовательной деятельности: планирование, распределение обязанностей, коррекция, контроль качества выполнения работы;
- формы рефлексии: самостоятельная оценка или анализ собственной учебной деятельности;
- формы использования ИКТ: работа в виртуальных учебных средах, с интерактивным оборудованием, с различными прикладными.
Рабочие программы учебных предметов (курсов) обязательно должны содержать тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности[3], что предполагает наличие различных вариантов тематического планирования. Одни из возможных вариантов с распределением универсальных учебных действий по темам учебного предмета (курса) может иметь следующий вид.
Таблица 2
Возможный вариант тематического планирования
№ урока
|
Тема урока
|
Тип урока
|
Основ
ные понятия
|
Предметный резуль
тат
|
Универсальные учебные действия
|
Личностные
|
Регулятивные
|
Коммуникативные
|
Познавательные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Второй вариант (с выделением в качестве отдельного пункта характеристики деятельности учащихся) представлен в Конструкторе.
Раздел 2. Примерная структура рабочей программы отдельного учебного предмета (курса, модуля)
Программа учебного предмета (курса) включает следующие компоненты:
1. Титульный лист, на котором указывается наименование образовательной организации, отметка об утверждении программы, название предметной области, название учебного предмета (курса), разработчик программы.
2. Пояснительная записка:
2.1. Цели реализации программы:
Достижение обучающимися результатов изучения предмета в соответствии с требованиями, утвержденными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Освоение межпредметных понятий, универсальных учебных действий, обеспечивающих успешное изучение данного и других учебных предметов на уровне среднего общего образования, создание условий для достижения личностных результатов основного общего образования.
2.2. Задачами реализации программы учебного предмета формулируются исходя из общих задач освоения содержания основного общего образования:
1) обеспечение в процессе изучения предмета условий для достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
2) создание в процессе изучения предмета условий для развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных;
3) создание в процессе изучения предмета условий для формирования ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально- профессиональных ориентаций;
4) включение обучающихся в процессы преобразования социальной среды, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ;
5) создание в процессе изучения предмета условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельной учебной деятельности;
6) создание в процессе изучения предмета условий для формирования у обучающихся навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;
7) знакомство учащихся с методами научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
8) формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
9) овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
10) понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
3. Общая характеристика учебного предмета, курса.
3.1. Основные разделы программы учебного предмета, курса.
3.2. Перечень форм организации учебной деятельности обучающихся (урочных и внеурочных), включая формы с привлечением ресурсов других организаций, социокультурной образовательной среды населенного пункта.
3.3. Перечень методов организации учебной деятельности, включая методы интенсивного обучения, с обоснованием выбора методов.
3.4. Описание связи с другими учебными предметами в части преемственности содержания элементов образования, формирования межпредметных понятий, обеспечения проектной деятельности, конвергентного образования, синхронизации учебных модулей и тем, включая предметы из других предметных областей.
4. Место учебного предмета, курса в учебном плане.
4.1. Количество часов на освоение учебного предмета на уровне основного общего образования.
4.2. Указание классов или периодов обучения, в рамках которых планируется освоение учебного предмета, и количество часов в каждом из периодов обучения, отведенных на изучение предмета.
4.3. Указание количества времени для организации промежуточнои аттестации и итоговои аттестации по итогам освоения.
4.4. Описание связи с содержанием предметов (курсов) по выбору обучающихся.
4.5. Основания расчета часов на освоение учебного предмета (поддержка приоритетного направления обучения по выбору учащихся, организация системы предпрофильнои подготовки и т. д.).
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса.
5.1. Личностные и метапредметные результаты.
5.1.1. Личностные результаты, формированию которых способствует изучение данного учебного предмета, раскрывающие и конкретизирующие содержание раздела «Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования».
5.1.2. Метапредметные результаты, формированию которых способствует изучение данного учебного предмета, раскрывающие и конкретизирующие содержание «Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования».
Таблица 3
Возможный вариант представления информации
№ модуля
|
Образовательныи результат
|
Количество лет
на освоение
|
Классы
|
Подлежит ли промежуточной аттестации
|
Метапредметные результаты:
|
1. Регулятивные
|
1.
|
Результат 1
|
...
|
...
|
Да
|
2. Познавательные
|
1.
|
Результат 1
|
...
|
...
|
Да
|
3. Коммуникативные
|
1.
|
Результат 1
|
…
|
...
|
Да
|
N модуля
|
Образовательный результат
|
Кол-во лет на освоение
|
Классы
|
Личностные результаты:
|
1.
|
Результат 1
|
...
|
...
|
|
|
|
|
|
|
6.2. Предметные результаты.
6.2.1. Предметные результаты освоения учебного предмета (курса), раскрывающие и конкретизирующие содержание раздела «Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования».
Таблица 4
Возможный вариант представления информации
No модуля
|
Предметный результат
|
Кол-во лет на освоение
|
Классы
|
Подлежит ли промежуточной аттестации
|
I. Учащийся научится:
|
1.
|
Результат 1
|
...
|
...
|
Да
|
II. Учащийся получит возможность научиться:
|
1.
|
Результат 1
|
…
|
...
|
Да
|
7. Содержание учебного предмета, курса должно включать название раздела, название учебного модуля, в который входит наименование тем, включающих элементы содержания.
8. Тематическое планирование, возможные варианты которого представлены в разделе 1 данных рекомендаций.
9. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
9.1. Учебно-методическое обеспечение
9.1.1. Учебники
9.1.1.1. Перечень учебников, рекомендуемых к использованию в организациях, реализующих деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального, основного общего и среднего общего образования.
9.1.1.2. Перечень учебных пособий, изданных организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных организациях.
В разделе «Учебно-методические пособия» указываются применяемые в ходе изучения данного предмета рабочие тетради, задачники, практикумы, комплекты контрольно-измерительных материалов за исключением электронных образовательных ресурсов.
Таблица 5
Возможный вариант представления информации
|
Название
|
Авторы
|
Классы
|
Наличие электронного приложения
|
I. Учебники
|
|
Название 1
|
Автор 1 Автор 2
|
...
|
Да
|
II. Учебно-методические пособия
|
|
Название 1
|
Автор 1 Автор 2
|
...
|
Да
|
9.2. Материально-техническое обеспечение
9.2.1. Учебное оборудование и компьютерная техника
Описание имеющихся комплектов учебного оборудования: лабораторного, игрового, спортивного, демонстрационного оборудования, модульных станков, наборов для робототехники, конструкторов, оснащения мастерских, компьютерной техники, систем голосования, цифрового высокотехнологического оборудования, мультимедийной техники, интерактивного оборудования, фото- и видеотехники и др.
Таблица 6
Возможный вариант представления информации
No
|
Наименование учебного оборудования
|
Темы, в изучении которых применяется данное оборудование
|
Классы
|
I. Учебное оборудование
|
1.
|
Название 1
|
1.1., 1.6., 3.4., ...
|
...
|
II. Компьютерная техника и интерактивное оборудование
|
1.
|
Название 1
|
1.1., 1.6., 3.4., ...
|
...
|
III. Спортивное оборудование
|
1.
|
Название 1
|
1.1., 1.6., 3.4., ...
|
...
|
IV. Оснащение мастерских
|
1.
|
Название 1
|
1.1., 1.6., 3.4., ...
|
...
|
V. Оборудование для организации дистанционного обучения
|
1.
|
Название 1
|
1.1., 1.6., 3.4., ...
|
...
|
9.2.1. Основные электронные образовательные ресурсы, применяемые в изучении предмета (курса)
В разделе указываются применяемые в ходе изучения данного предмета электронные образовательные ресурсы, Интернет-ресурсы, системы дистанционного тестирования и др., позволяющие реализовать технологии электронного обучения.
Таблица 7
Возможный вариант представления информации
No
|
Наименование учебного оборудования
|
Авторы
|
Темы, в изучении которых применяется данное оборудование
|
Классы
|
I. Электронные образовательные ресурсы
|
1.
|
Название 1
|
|
1.1., 1.6., 3.4., ...
|
...
|
II. Свободные образовательные Интернет-ресурсы
|
1.
|
Название 1
|
|
1.1., 1.6., 3.4., ...
|
...
|
В качестве приложения к программам учебных предметов (курсов, модулей) могут быть размещены методические и оценочные материалы.
Раздел 3. Требования к учебно – методическому обеспечению реализации программ отдельных учебных предметов (курсов, модулей)
Учебно-методическое обеспечение реализации рабочих программ отдельных учебных предметов (курсов, модулей)- это выбор и создание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оптимальной системы (комплекса) учебников, учебных и учебно – методических пособий, необходимых для эффективной организации образовательного процесса в рамках требований Федерального государственного образовательного стандарта к результатам, структуре и условиям реализации основных образовательных программ основного общего образования.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования[4] учебно – методическое обеспечение является составной частью информационно-методических условий реализации основной образовательной программы общего образования и должно обеспечивать укомплектованность организации, осуществляющей образовательную деятельность, печатными и электронными информационно - образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем языках обучения, дополнительной литературой.
Фонд дополнительной литературы должен включать: отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.
Выбор учебников и учебных пособий, входящих в учебно – методическое обеспечение, производится согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» организациями, осуществляющими образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования, самостоятельно.
Так, в статье «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» прямо указывается, что образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам[5]. Далее, в данной статье обозначено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями[6].
При этом организация, осуществляющая образовательную деятельность, имеет право выбирать для использования при реализации указанных образовательных программ:
1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования;
2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования[7].
Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253 утвержден федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования[8]. Перечень состоит из трех частей: учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы, учебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, учебники, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.
Как указано в письме Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 29 апреля 2014 года № 08-548, в федеральный перечень учебников включены учебники, рекомендованные Научно-методическим советом по учебникам, созданным Минобрнауки России, на основании положительных экспертных заключений по результатам научной, педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз и отвечающие следующим требованиям:
а) принадлежащие к завершенной предметной линии учебников;
б) представленные в печатной форме и имеющие электронное приложение, являющееся их составной частью;
в) имеющие методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания.[9]
Согласно приказу Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253 организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным
общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу настоящего приказа учебники из:
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/14 учебный год;
- федерального перечня учебников, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/14 учебный год;
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2013/14 учебный год;
- федерального перечня учебников, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, на 2013/14 учебный год, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1067 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 января 2013 г., регистрационный номер N 26755), с изменением, внесенным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 544 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 августа 2013 г., регистрационный номер N 29846).
Однако данное разрешение не относится к выбору учебников для пятого класса в 2014/2015 учебном году, поскольку в соответствии с порядком поэтапного введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования все организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования, в Российской Федерации в пятых классах с первого сентября 2015 года будут работать не по основным общеобразовательным программам, а по основной образовательной программе основного общего образования.[10]
Общее учебно – методическое обеспечение основной образовательной программы основного общего образования интегрирует в себе учебно – методическое обеспечение программ отдельных учебных предметов, курсов. Разработчиками программ отдельных учебных предметов, курсов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования являются педагогические работники, которые имеют право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании[11].
Это означает, что при составлении перечня учебников, учебных и учебно – методических пособий, необходимых для реализации основной образовательной программы основного общего образования администрация организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования, должна учитывать пожелания педагогических работников, разрабатывающих и реализующих программы отдельных учебных предметов, курсов относительно необходимого учебно-методического обеспечения, если эти пожелания не противоречат требованиям, обозначенным в пункте 4, статьи 18 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
_________________
[1] Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897, раздел I «Общие положения», ст. 8 – 11; раздел 3 «Требования к структуре ООП ООО», ст. 18.2.2
[2] Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897, раздел I «Общие положения», ст. 8 – 11; раздел 3 «Требования к структуре ООП ООО», ст. 18.2.2
[3] Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897, раздел III, «Требования к структуре ООП ООО», ст. 18.2.2/
[4] Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897, часть IV, п. 26.
[5] Часть 2, статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
[6] Пункт 9 части 3 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
[7] Пункт 4, статьи 18 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
[8] «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253
[9] «О федеральном перечне учебников» Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 апреля 2014 г. № 08-548
[10] «О плане действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 года № 1507-р
[11] Пункт 4 части 3 статьи 47 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ