4
Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
11
Новости

28.04.2022Региональный педагогический форум по ранней профориентации на педагогические профессии

27 апреля 2022 года в ГБОУ ДПО НИРО (ул. Невзоровых, 29) состоялся Региональный педагогический форум по ранней профориентации на педагогические профессии.

Форум организован в соответствии с Приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 31.08.2021 № 316-01-63-2104/21 «О методическом сопровождении классов «Психолого-педагогической направленности», функционирующих в общеобразовательных организациях Нижегородской области».

В работе Форума приняли участие ученые, педагоги (г. Москва, г.Нижний Новгород, Республика Беларусь), общеобразовательные организации, организующие раннюю профориентацию на педагогические профессии.

Форум направлен на обсуждение тем, связанных с развитием профессионального самоопределения обучающихся 5-9 классов в сфере педагогических профессий.

Региональный форум открыла заместитель министра образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Елена Викторовна Перенкова.

Участников и гостей Форума поприветствовала ректор Нижегородского института развития образования Елена Юрьевна Илалтдинова. В своем выступлении Елена Юрьевна отметила важность организации работы по ранней профориентации в образовательных организациях региона, об условиях эффективности данного процесса, роли сотрудничества образовательных организаций на разных уровнях образования (общеобразовательные организации, организации профессионального образования).

С какого возраста необходимо включать обучающихся в профориентационные практики на педагогические профессии? Каким образом это осуществлять?

В рамках работы круглого стола «Стратегии профессионального самоопределения подростков: ориентир – педагогика и психология» состоялось обсуждение вопросов по ранней профориентации обучающихся на педагогические профессии.

Интерес участников вызвали выступления спикеров круглого стола.

Работу круглого стола открыл кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций, Федеральный институт развития образования, г. Москва Николай Федорович Родичев с выступлением «Профессиональное самоопределение и его сопровождение в постиндустриальном мире: тенденции развития российской системы профессиональной ориентации». Данный доклад вызвал живое обсуждение.

Профориентация на педагогические процессы организована многие годы в Республике Беларусь. И опыт организации данной деятельности был представлен в выступлении «Профессиональная ориентация на педагогические профессии в 5-9 классах как часть воспитания и пропедевтика к поступлению в психолого-педагогические классы: опыт Республики Беларусь» Светланой Михайловной Кобачевской, кандидатом педагогических наук, деканом факультета эстетического образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, Республика Беларусь. В ходе обсуждения выступления участники нашли немало общих позиций в организации данной деятельности, поделились опытом организации данной работы в своих организациях.

О роли педагогической одаренности у обучающихся, диагностике в реализации деятельности по ранней профориентации на педагогические профессии («Педагогическая одаренность: психолого-педагогические подходы к выявлению и диагностике») рассказала кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «НГПУ им.К.Минина»Вероника Вячеславовна Кисова.

Важным для участников Форума стало знакомство с опытом организации работы с психолого-педагогическими классами, который представила директор МБОУ «Школа № 169» Светлана Николаевна Столярова. По мнению Светланы Николаевны, большая роль в организации деятельности по ранней профориентации принадлежит педагогу – положительный пример ведения своей деятельности, который демонстрирует педагог, способен увлечь ребенка педагогической деятельностью и вызвать желание работать в образовании. Также была отмечена важная роль психолога, даже психологической службы, в образовательной организации в данном процессе.

Также в рамках круглого стола состоялось экспертное обсуждение роли организаций профессионального образования в профориентации на педагогические профессии в общеобразовательных организациях.

В обсуждении приняли участие эксперты:

Тарасов Михаил Александрович, к.п.н., директор Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Дзержинский педагогический колледж»;

Серикова Ольга Юрьевна, к.п.н, заместитель директора Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Лукояновский педагогический колледж им. А.М. Горького»;

Гусева Наталья Валерьевна, к.п.н., доцент кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования Арзамасского филиала ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им Н.И. Лобачевского»;

Николина Вера Викторовна, д.п.н, профессор кафедры теории и практики воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», профессор кафедры общей педагогики Мининского университета (ФГБОУ ВО НГПУ им. К.Минина).

В обсуждении экспертами были рассмотрены следующие вопросы: какие характеристики должны быть сформированы у обучающихся к моменту перехода из общеобразовательной организации и поступлении в организации профессионального образования, как можно воздействовать на становление профессионального интереса учащихся к педагогическим профессиям, какая роль отводится организациям профессионального образования в процессе ранней профориентации в общеобразовательных организациях, какие варианты сотрудничества возможны при организации данного процесса.

В работе форума также участвовали общеобразовательные организации, организующие работу на раннюю профориентацию на педагогические профессии: МБОУ Школа №1 (г.Дзержинск), МБОУ Школа №24 (г.Дзержинск), МБОУ Школа №29 (г.Дзержинск), МБОУ Лукояновская школа №1 (г.Лукоянов), МБОУ Школа №2 им. И.А. Сухана (г.Кстово).

По итогам круглого стола были определены решающие факторы, влияющие на выбор учащимися педагогических профессий. К ним можно отнести атмосферу активной воспитательной деятельности, тесный контакт обучающихся с учителем, наличие в педагогическом коллективе мастеров своего дела; атмосфера любви учителей и учащихся к школе формирует положительное отношение школьников к педагогической профессии, что является предпосылкой возникновения глубокого интереса к профессионально-педагогической деятельности; стиль работы классных руководителей и т.д.

В рамках работы Форума с участниками общеобразовательных организаций был проведен практикум-форсайт «Будущее образования: проектирование деятельности образовательных организаций по профориентации на педагогические профессии».

Модераторами практикума-форсайта стали д.п.н., профессор кафедры теории и практики воспитания и дополнительного образования Светлана Александровна Фадеева, к.п.н., заведующий кафедрой теории и практики воспитания и дополнительного образования Марина Геннадьевна Ямбаева, к.п.н., доцент кафедры теории и практики воспитания и дополнительного образования Раиса Ивановна Удалова.

Форсайт – это процесс построения видения будущего как уже прошедшего. Интересно ведь посмотреть на будущее, как будто оно уже свершилось?

Форсайт нужен для повышения качества принимаемых в настоящий момент решений и для ускорения достижения желаемого результата.

В основе идеологии форсайта – современные разработки в области футурологии, прогнозирования, политического и стратегического анализа.

Обдумывать будущее - значит исследовать предстоящие изменения, оценивать грядущую трансформацию технологий, а также на практике реализовывать другие возможности форсайта, связанные с гражданской активизацией институтов и власти. По своей сути это попытка определить долговременные тренды и скоординировать на их основе принятие решений относительно будущего.

Участники (представители общеобразовательных организаций, организующих работу по ранней профориентации на педагогические профессии) в процессе работы выявили основные тренды и факторы влияния на профориентацию на педагогические профессии, рассмотрели, какие изменения с учетом трендов случатся в организациях к 2032 году.

Организатором Форума стала кафедра теории и практики воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО НИРО.

 

 

 

 

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph