27 апреля 2022 года в ГБОУ ДПО НИРО (ул.
Невзоровых, 29) состоялся Региональный
педагогический форум по ранней профориентации на педагогические профессии.
Форум организован в соответствии с Приказом Министерства образования,
науки и молодежной политики Нижегородской области от 31.08.2021 №
316-01-63-2104/21 «О методическом сопровождении классов
«Психолого-педагогической направленности», функционирующих в общеобразовательных
организациях Нижегородской области».
В работе Форума
приняли участие ученые, педагоги (г. Москва, г.Нижний Новгород, Республика
Беларусь), общеобразовательные организации, организующие раннюю профориентацию
на педагогические профессии.
Форум направлен на
обсуждение тем, связанных с развитием профессионального самоопределения
обучающихся 5-9 классов в сфере педагогических профессий.
Региональный форум открыла
заместитель министра образования, науки и молодежной политики Нижегородской
области Елена Викторовна Перенкова.
Участников и гостей Форума
поприветствовала ректор Нижегородского института развития образования Елена Юрьевна Илалтдинова. В своем
выступлении Елена Юрьевна отметила важность организации работы по ранней
профориентации в образовательных организациях региона, об условиях
эффективности данного процесса, роли сотрудничества образовательных организаций
на разных уровнях образования (общеобразовательные организации, организации
профессионального образования).
С какого возраста
необходимо включать обучающихся в профориентационные практики на педагогические
профессии? Каким образом это осуществлять?
В рамках работы круглого стола «Стратегии
профессионального самоопределения подростков: ориентир – педагогика и
психология» состоялось обсуждение
вопросов по ранней профориентации обучающихся на педагогические профессии.
Интерес участников вызвали выступления
спикеров круглого стола.
Работу круглого стола открыл кандидат
педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра
профессионального образования и систем квалификаций, Федеральный институт
развития образования, г. Москва Николай Федорович Родичев с
выступлением «Профессиональное
самоопределение и его сопровождение в постиндустриальном мире: тенденции
развития российской системы профессиональной ориентации». Данный доклад вызвал живое обсуждение.
Профориентация
на педагогические процессы организована многие годы в Республике Беларусь. И
опыт организации данной деятельности был представлен в выступлении
«Профессиональная ориентация на педагогические профессии в 5-9 классах как
часть воспитания и пропедевтика к поступлению в психолого-педагогические
классы: опыт Республики Беларусь» Светланой Михайловной Кобачевской, кандидатом педагогических наук, деканом факультета эстетического образования Белорусского государственного
педагогического университета имени Максима Танка,
Республика Беларусь. В ходе обсуждения выступления участники нашли немало общих
позиций в организации данной деятельности, поделились опытом организации данной
работы в своих организациях.
О роли педагогической одаренности у обучающихся,
диагностике в реализации деятельности по ранней профориентации на
педагогические профессии («Педагогическая одаренность:
психолого-педагогические подходы к выявлению и диагностике») рассказала кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной
педагогики и психологии ФГБОУ ВО «НГПУ им.К.Минина»Вероника Вячеславовна
Кисова.
Важным для участников Форума стало знакомство с опытом
организации работы с психолого-педагогическими классами, который представила директор МБОУ «Школа № 169» Светлана Николаевна
Столярова. По мнению Светланы Николаевны, большая роль в организации
деятельности по ранней профориентации принадлежит педагогу – положительный
пример ведения своей деятельности, который демонстрирует педагог, способен
увлечь ребенка педагогической деятельностью и вызвать желание работать в
образовании. Также была отмечена важная роль психолога, даже психологической
службы, в образовательной организации в данном процессе.
Также в рамках круглого стола состоялось экспертное
обсуждение роли организаций профессионального образования в профориентации на
педагогические профессии в общеобразовательных организациях.
В обсуждении приняли участие эксперты:
Тарасов Михаил
Александрович, к.п.н., директор Государственного бюджетного профессионального
образовательного учреждения «Дзержинский педагогический колледж»;
Серикова Ольга Юрьевна, к.п.н,
заместитель директора Государственного бюджетного профессионального образовательного
учреждения «Лукояновский педагогический колледж им. А.М. Горького»;
Гусева
Наталья Валерьевна, к.п.н., доцент
кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования Арзамасского филиала ФГАОУ ВО «Национальный
исследовательский Нижегородский государственный университет им Н.И.
Лобачевского»;
Николина
Вера Викторовна, д.п.н, профессор кафедры теории и практики воспитания и дополнительного
образования ГБОУ ДПО
«Нижегородский институт развития образования», профессор кафедры общей
педагогики Мининского университета (ФГБОУ ВО НГПУ им. К.Минина).
В обсуждении
экспертами были рассмотрены следующие вопросы: какие характеристики должны быть
сформированы у обучающихся к моменту перехода из общеобразовательной
организации и поступлении в организации профессионального образования, как можно воздействовать на становление
профессионального интереса учащихся к педагогическим профессиям, какая роль отводится организациям
профессионального образования в процессе ранней профориентации в общеобразовательных
организациях, какие варианты сотрудничества возможны при организации данного
процесса.
В работе форума
также участвовали общеобразовательные организации, организующие работу на
раннюю профориентацию на педагогические профессии: МБОУ Школа №1 (г.Дзержинск),
МБОУ Школа №24 (г.Дзержинск), МБОУ Школа №29 (г.Дзержинск), МБОУ Лукояновская
школа №1 (г.Лукоянов), МБОУ Школа №2 им. И.А. Сухана (г.Кстово).
По итогам круглого стола были определены
решающие факторы, влияющие на выбор учащимися педагогических профессий. К ним
можно отнести атмосферу активной воспитательной
деятельности, тесный контакт обучающихся с учителем, наличие в педагогическом
коллективе мастеров своего дела; атмосфера любви учителей и учащихся к школе
формирует положительное отношение школьников к педагогической профессии, что
является предпосылкой возникновения глубокого интереса к
профессионально-педагогической деятельности; стиль работы классных
руководителей и т.д.
В рамках работы
Форума с участниками общеобразовательных организаций был проведен практикум-форсайт
«Будущее образования: проектирование деятельности образовательных организаций
по профориентации на педагогические профессии».
Модераторами практикума-форсайта стали д.п.н., профессор кафедры теории и практики
воспитания и дополнительного образования Светлана Александровна Фадеева,
к.п.н., заведующий кафедрой теории и практики воспитания и дополнительного
образования Марина Геннадьевна Ямбаева, к.п.н., доцент кафедры теории и
практики воспитания и дополнительного образования Раиса Ивановна Удалова.
Форсайт
–
это процесс построения видения будущего как уже прошедшего. Интересно ведь
посмотреть на будущее, как будто оно уже свершилось?
Форсайт
нужен для повышения качества принимаемых в настоящий момент решений и для
ускорения достижения желаемого результата.
В основе идеологии
форсайта – современные разработки в области футурологии, прогнозирования,
политического и стратегического анализа.
Обдумывать будущее - значит исследовать предстоящие
изменения, оценивать грядущую трансформацию технологий, а также на практике
реализовывать другие возможности форсайта, связанные с гражданской активизацией
институтов и власти. По своей сути это попытка определить долговременные тренды
и скоординировать на их основе принятие решений относительно будущего.
Участники (представители
общеобразовательных организаций, организующих работу по ранней профориентации
на педагогические профессии) в процессе работы выявили основные тренды и факторы влияния
на профориентацию на педагогические профессии, рассмотрели, какие изменения с
учетом трендов случатся в организациях к 2032 году.
Организатором
Форума стала кафедра теории и практики воспитания и дополнительного образования
ГБОУ ДПО НИРО.