Перспективы развития образовательной
области ОБЖ в связи с принятием нового образовательного стандарта.
Качество
основного общего образования давно не удовлетворяет общество и, к сожалению,
продолжает снижаться. Одной из попыток исправить положение является разработка
качественно новых стандартов. Проект нового стандарта старшей школы (10–11
классы) предполагает для обязательного изучения четыре предмета: «Россия в
мире», ОБЖ, физкультуру и индивидуальный проект.
Остальные дисциплины ученики могут выбирать на своё усмотрение. Острую
дискуссию вызывает разделение образовательных областей на обязательные
и избираемые учениками. Особые нарекания вызывает повышенный статус ОБЖ – основ
безопасности жизнедеятельности. На наш взгляд, причина этому – незнание концепции
предмета и реального его содержания. Большинство родителей, администрации
образовательных учреждений, а нередко и преподаватели ОБЖ предмет представляют
либо смесью гражданской обороны, первой медицинской помощи и подготовки к
службе в армии, либо набором поведенческих алгоритмов на случай чрезвычайных
ситуаций. Однако уже при включении предмета в программы общего образования было
заявлено: "Для решения задачи подготовки граждан к безопасному поведению в
новой повседневной жизни, к рациональным действиям в постоянно возникающих
новых опасных и чрезвычайных ситуациях был создан курс "Основы
безопасности жизнедеятельности".
Главной
целью образовательной области ОБЖ намечено формирование культуры безопасности.
Культура безопасности - это способы разумной жизнедеятельности человека, результаты
этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества - в области
обеспечения своей безопасности. Провозглашен приоритет прав личности.
Задачи
курса:
1)
формирование "личности безопасного типа", представляющей тенденции
мировой динамики, знающей основы защиты человека, общества, государства,
мирового сообщества от современного комплекса опасных факторов и умеющей
применить эти знания на практике;
2)
воспитание гражданственности, патриотизма, ответственности перед собой,
обществом и природой.
Курс
ОБЖ ориентирует современного ребёнка на формирование тех ключевых компетенций,
которые обеспечат ему гибкость и адаптивность по отношению к быстро
изменяющемуся миру. Именно «состояние защищенности жизненно важных интересов
личности» - жизни и здоровья в современном мире характеризуют безопасность
жизнедеятельности (ФЗ «О безопасности»).
Образовательная область «Безопасность
жизнедеятельности», по словам В.В. Гафнера:
«посвящается тем,
- кто устал убегать от опасностей и "ликвидировать
их последствия",
- кто изучает или обучает других ОБЖ или БЖД,
- кто готов ЖИТЬ, а не выживать,
- кто сохраняет ЗДОРОВЬЕ, а не борется с болезнями,
- кто готов
взять ответственность за свою ЖИЗНЬ и
- способен СОЗДАВАТЬ БЕЗОПАСНОСТЬ своими РУКАМИ, думая
своей ГОЛОВОЙ и ощущая мир своим СЕРДЦЕМ»
Включение
в образовательный стандарт курса ОБЖ является необходимым звеном в подготовке
учащихся к вступлению в самостоятельную жизнь. Актуальность предмета, к
сожалению, только возрастает с ростом в мире количества чрезвычайных ситуаций,
угроз, ухудшением здоровья населения.
На
наш взгляд, в проекте недостаточно
обосновано разделение предметов на обязательные и не
обязательные. Само сочетание понятий «стандарт» и
«индивидуальный проект» вызывает вопросы, так же, как и порядок финансирования
«индивидуальных» запросов, строго ограниченных 36-часовой неделей.