Составитель: библиограф Е.В.Шадрина
Редактор: зав. библиотекой М.В.Веселова
Н.Новгород
2011
От составителя
«Модернизация российского образования, опираясь на общие тенденции мирового развития, должна отражать интересы российского
общества и государства, связанные с формированием российской гражданской
идентичности. Обеспечить удовлетворение
такого запроса может целостная инновационная система поликультурного
образования, учитывающая государственные интересы, национальные и этнокультурные
особенности населения, условия межкультурного диалога и задачи проектирования
межэтнической и межконфессиональной гармонии» (Концепция развития поликультурного
образования в РФ) [17].
Анализ
состояния проблемы в практике обычных российских школ [1-5] показывает, что
межкультурное образование сегодня - не данность, а необходимость как на уровне
учителя (недостаточное осознание важности специальных усилий по воспитанию
терпимости к культурным различиям и отсутствие необходимых методических
умений), так и на уровне образовательного учреждения (в плане методического
оснащения, в том числе, соответствующими по содержанию учебниками гуманитарного
цикла) [15,18, 20,23,26,27,28,29].
Поэтому важной составляющей современного высшего
профессионального образования становится выработка у будущих специалистов
навыков межкультурной компетенции. Эти навыки должны способствовать пониманию
представителей других культур и народов, урегулированию конфликтных ситуаций, а
также послужат основой для межнационального и межэтнического общения граждан
Российской Федерации как внутри государства, так и за его пределами [6-12].
Предлагаемый библиографический материал включает последние публикации по теме
«Поликультурное образование и воспитание» за 2009-2011 гг. и адресован всем
участникам современного образовательного процесса, заинтересованным в модернизации
российского образования.
Проблемы
межнационального и межэтнического общения граждан РФ
- Вульфсон, Б.Л. Миграционные
процессы в современном мире и образование / Б.Л. Вульфсон // Педагогика. - 2011.
- №1.-С.103-109.
- История и традиции народов России: сб. учеб.-метод. ст. / сост.
Е.Н.Калачева, И.Л.Андреев.- М.:
Дрофа,2010.
- Карпов, А.О. Современное
образование: трудности роста / А.О. Карпов // Образовательные
технологии.-2010.-№2.-С.3-11.
- Хухлаев, О.Е. Этнонациональные
установки современной российской молодежи [Результаты исследования
этнонациональных установок современной российской молодежи в трех регионах
России и в Латвии] / О. Е. Хухлаев // Вопросы психологии.-2011.-№1.-С.46-57.
- Ямбург, Е. Школьные
стены не спасают. Спасает воспитание: образовательная политика / Е.Ямбург:
[Задачу ограждения детей от опасного поветрия
национальных конфликтов надо решать с огромным тактом, колоссальной
деликатностью и педагогическим мастерством] // Директор школы.-2009.-№2.-С.5-8.
Межкультурная
компетенция
- Ачасова, Л.Ю. Толерантность
в деятельности современного педагога: [Образование является основным средством
создания «культуры мира»; способность относиться с уважением к каждому является
этической основой мира, безопасности и диалога между культурами] / Л.Ю. Ачасова
// Педагогическое образование и наука.-2009.-№11.-С.23-28.
- Джуринский, А.Н.
Воспитание в многонациональной школе : пособие для учителя / А.Н. Джуринский : [Автор
рассматривает актуальную тему современности через призму мирового опыта работы
с детьми разных национальностей]. - М.: Просвещение, 2007. - 96с.
- Букатов, В. Этническая
самоидентификация в образовательном пространстве. Три подхода к проблеме: [О
проблемах в деятельности педагога по налаживанию взаимоотношений местного
населения и мигрантов] / В. Букатов // Школьный психолог. - 2009. - №29. - (Биб-ка
«Первого сентября»).
- Карнышев, А.Д. Межкультурная
компетентность как конкурентное преимущество выпускников школы: [Обосновывается
важность формирования межкультурной компетенции, приводятся данные исследований
этого показателя у школьников и педагогов Иркутской области] / А.Д. Карнышев //
Педагогика.-2009.-№7.-С.39-48.
- Леонтьева, О.В. Особенности реализации культурологического подхода
в системе высшего педагогического образования: [Реализация культурологического
подхода в подготовке социальных педагогов, учителей литературы, иностранного
языка и технологии] / О.В. Леонтьева //Alma mater.-2009.-№6-С.26-31.
- Куракина, О.Н. Интеркультурный диалог как средство
духовного взаимообогащения культур: [О важности межкультурного взаимодействия в
период глобальной интеграции во всех сферах человеческой деятельности] / О.Н.
Куракина // Педагогическое образование и наука.-2010.-№5.-С.37-40.
- Цыренова, М.Г. Формирование межэтнической толерантности в
поликультурном обществе: [Этнокультурная направленность образования как приоритетная
составляющая для современной школы] / М.Г. Цыренова // Преподавание истории в
школе. - 2010. - №1. - С.6-9.
О системе
поликультурного образования
- Аракелян, О.В. Поликультурная школа - новая модель в
системе образования: [Опыт создания в Москве первой в России авторской поликультурной
школы с уникальной концепций и образовательной программой] / О.В. Аракелян //
Воспитание школьников. - 2010. - №3. - С.11-17.
- Болотина, Т.В. Вопросы толерантности в современном российском образовании:
[Школа как важнейший социальный институт призвана помочь обществу стать более
гуманным и толерантным] / Т.В. Болотина // Преподавание истории в школе. - 2010.
- №1. - С.3-5.
- Газарян, В.С. Проектирование
содержания поликультурного языкового образования в начальной школе / В.С.
Газарян // Биб-ка журнала "Методист": Сб. методич. материалов. - 2010.
- №1. - С.4-9.
- Егошина, Н.Г. Этнокультурологическое
образование учащихся гимназии средствами иностранного языка / Н.Г. Егошина //
Образование в современной школе.-2010.-№4.-С.47-50.
- Концепция развития поликультурного образования в
Российской Федерации // Вестник
образования.-2010.-№10.-С.55-78.
- Мазунова, Л.К. Учебник как компонент системы
"учитель-ученик-учебник"/ Л.К. Мазунова // Иностранные языки в
школе.-2010.-№2.-С.11-15.
- Мариносян, Х.Э. Задачи национальной системы образования в
глобализирующемся мире / Х.Э. Мариносян // Alma mater.-2011.-№1.-С.18-30.
- Маслова В.А. Лингвокультурология: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений /
В.А. Маслова: [Пособие посвящено разработке основ новой отрасли знания –
лингвокультурологии, возникшей на стыке лингвистики и культурологи и исследующей
проявления культуры народа, которые отразились и закрепились в языке]. - 4-е изд., стереотип.- М.: Изд. центр «Академия»,
2010. - 208с.
- Нелетова, Т.Н. О проблемах преподавания русского языка в полиэтнических
классах / Т.Н. Нелетова // Русский язык в школе.-2010.-№11.-С.15-17.
- Пыж, В.В. Формирование
механизмов межкультурной толерантности молодежи в контексте образовательного
процесса: [Пути и механизм формирования дидактической среды, обеспечивающей
диалог культур]/ В.В. Пыж // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2010.-№2.-С.77-80.
- Развитие
социокультурной компетенции на уроке иностранного языка //Язык и культура в
новом образовательном пространстве: Материалы научно-практической конференции.
Нижний Новгород, 20-21 декабря 2004
г. / Департамент образования Нижегородской области; ГОУ ДПО
НИРО. - Н.Новгород, 2005.-С.61-92.
- Рекичинская, Е.А. Педагогическая модель и результаты опытно-экспериментальной
работы по формированию готовности школьников к межкультурной коммуникации /
Е.А. Рекичинская // Иностранные языки в школе. - 2010. - №5. - С.26-32.
- Родина, Н.М. Двуязычный
ребенок - диалог языков и культур / Н.М. Родина // Управление
ДОУ.-2010.-№7.-С.64-70.
- Сафонова,
В.В. Билингвальные образовательные программы как инструмент обновления
содержания языкового школьного образования / В.В. Сафонова, Н.И.Марченко
//Иностранные языки в школе.-2010.-№3.-С.2-14.
- Сафонова, В.В. Электронная Британская пресса в
фокусе межкультурного языкового образования: методические аспекты и проблемы /
В.В. Сафонова // Иностранные языки в школе.-2010.-№7.-С.2-12.
- Сахипова, З.Г. Учебник нового поколения как средство формирования современной
языковой личности: [Опыт составления учебников русского языка для школ с родным
(нерусским) языком обучения; концептуальные основы формирования современной языковой
личности] / З.Г. Сахипова // Педагогика. - 2011. - №1. - С.56-63.
- Стрелова, О.Ю. Дидактическая игра-конструктор "Всемирная
деревня"/ О.Ю. Стрелова // Преподавание истории в
школе.-2010.-№1.-С.16-19.
- Супрунова Л.Л. Приоритетные направления поликультурного образования в современной
российской школе/ Л.Л.Супрунова // Педагогика.-2011.-№4.-С.16-28.
- Тишулина, С.Г. Поликультурное образование в системе подготовки будущих учителей
/ С.Г. Тишулина //Вестник МГТУ.-2006.-Т. 9.- № 4. –С.573-575.
- Хлебосолова, О.А. Межкультурная компетенция как результат
географического образования: [О работе
международной конференции «Межкультурная компетенция : понятия,
проблемы, оценки»; характеристика понятия «межкультурная компетенция», условий,
критериев и показателей сформированности понятия] / О.А. Хлебосолова // География
в школе. - 2011. - №1. - С.37-41.
Воспитание
культуры мира и толерантности
- Аверзаев, И.Ч. О формировании толерантности у учащейся молодежи / И.Ч. Аверзаев //
Воспитание школьников. - 2010. - №7. -С.64-66.
- Гребенникова, И.А. Инкультурация и межкультурное общение как феномен толерантности
и адаптации к новой культуре [Вопросы самореализации в новом социуме и
интеграция в нем; избавление от стереотипного восприятия представителей другой
культуры; приспособление к ценностям нового общества] / И.А. Гребенникова // Педагогическое
образование и наука. - 2009. - №7. - С.31-33.
- Зенкова, Л.Г. Этнокультурное
воспитание дошкольников в дополнительном образовании : [О проблеме воспитания дошкольников
в учреждениях дополнительного образования детей средствами этнокультуры] / Л.Г.
Зенкова // Педагогическое образование и наука.-2010.-№5.-С.29-32.
- Иоффе, А.Н. "Манифест
мирного сосуществования" (ролевая игра по толерантности) / А.Н. Иоффе //
Преподавание истории в школе.-2010.-№1.-С.10-15.
- Королева,
Г.М. Этнокультурное развитие регионов в инновационных подходах к воспитанию
молодежи : [О культурном развитии регионов через технологию внедрения социальных
инициатив молодежи: слышать друг друга, уважать культурные традиции, - только
тогда молодые люди смогут продуктивно взаимодействовать] / Г.М. Королева //Педагогическая
наука и образование.- 2010.-№1.-С.54-57.
- Лаптев, Л.Г. Проблемы
формирования толерантной личности в государственной образовательной политике
России: [Воспитание толерантности в человеческих отношениях – важнейшая задача
образования XXI в.] / Л.Г. Лаптев // Педагогическое образование и
наука. – 2009. - №4. - С.31-34.
- Леонтьев, Д.А. К операционализации понятия "толерантность": [Попытка
комплексного рассмотрения феномена толерантности под углом зрения индивидуального
и общественного сознания, личности межличностного взаимодействия и макросоциальных
процессов] / Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии.- 2009.-№5.-C.3-16.
- Матросова, Н.Н. Воспитание культуры мира и толерантности у школьников средствами
дополнительного образования детей в рамках эксперимента "Многоязычие и
поликультурность"[О реализации республиканского эксперимента по разработке
и апробации интеркультурной образовательной модели в Центре детского творчества
г. Абакана (Хакасия)] / Н.Н. Матросов // Муниципальное образование: инновации и
эксперимент. - 2010. - №6. - С.76-78.
- Михеева, Л.Н. Воспитание
человека культуры / Л.Н. Михеева // Педагогическое образование и
наука.-2009.-№7.-С.4-8.
- Морозов, А.Ю. Заметки
о национальных традициях воспитания толерантности/ А.Ю. Морозов // Преподавание
истории в школе.-2010.-№1.-С.25-29
- Мубинова, З.Ф. Этнонациональное воспитание в общеобразовательной школе: [Анализ
использования педагогических подходов этнонационального воспитания в ходе
преподавания истории и обществоведения в
российской общеобразовательной школе] / З.Ф. Мубинова // Человек и
образование.- 2010.- №2. - С.46-51.
- Погодина, В.Л. Формирование основ этнической культуры школьников средствами
образовательного туризма / В.Л. Погодина // География в школе.-2010.-№10.-С.43-49.
- Полонова, Т.С. Толерантность (урок обществознания в 8 классе) / Т.С.
Полонова // Преподавание истории в школе.-2010.-№1.-С.20-21.
- Родюкова, Л.В. Создание моделей поликультурного воспитания в
условиях гимназии / Л.В. Родюкова // Дополнительное образование и
воспитание.-2009.-№3.-С.9-13.
- Рянжина,
М.Н. Толерантность как феномен культуры, социальной действительности и воспитания
/ М.Н. Рянжина //Среднее профессиональное образование.-2011.-№3.-С.23-25.
- Сергиенко, О.А. Тренинг по проблеме интеркультурного
воспитания / О.А. Сергиенко // Управление ДОУ.-2010.-№7.-С.21-27.
- Смолянская, Л. Проективные техники и повышение этнической толерантности
подростков в полиэтнической среде школы: [Развивающее проектное занятие, формирующее
конструктивный образ представителей различных этнических групп] /Л. Смолякова //
Социальная педагогика.-2009.-№2.-С.88-92.
- Сперанская, Е. Общение в поликультурной среде / Е. Сперанская // Воспитательная
работа в школе.-2009.-№3.-С.76-79.
- Столяренко, Е.В. Формирование толерантности и гуманистического мировоззрения
современных школьников: [В статье рассматриваются проблемы формирования толерантности
посредством воспитания ценностного отношения к человеку; развития
гуманистического мировоззрения подрастающего поколения] / Е.В. Столяренко // Педагогическое
образование и наука.-2010.-№2.-С.19-24.
- Целепидис, Н.В. Межкультурное общение и культурная восприимчивость в процессе
духовного развития личности учащегося: [Проблема взаимопонимания, открытости,
диалога различных культур и народов; сохранения национальной идентичности в
новом межкультурном пространстве в процессе формирования духовной культуры
личности] / Н.В. Целепидис // Педагогическое образование и
наука.-2009.-№7.-С.28-31.
|