Учебно-методическая работа
Профессиональная
деятельность учителей в процессе постдипломного
образования становится эффективной в том случае, если выбор модели повышения
квалификации соответствует их образовательным потребностям и личным
особенностям.
Кафедрой
начального образования разработаны модели, реализующие дифференцированный
подход к повышению квалификации учителей начальных классов.
1. Модульная
модель
рекомендуется учителям, для которых характерно осознание своих образовательных
и профессиональных потребностей. В наибольшей степени удовлетворению этих
потребностей способствуют квалификационные модульные курсы «Современные подходы
к обучению и воспитанию младших школьников в условиях реализации ФГОС».
Структура
квалификационных модульных курсов:
Базовый
компонент
В рамках
базового компонента (надпредметного блока) слушатели
получают информацию психолого-педагогического и нормативно-правового
содержания.
Вариативная
часть
Вариативная
часть состоит из трех блоков:
- 1 блок –
психолого-педагогический «Особенности организации образовательного
пространства»;
- 2 блок – методический
«Методические аспекты преподавания учебных дисциплин в начальной школе в
разных системах и УМК»;
- 3 блок – воспитание «Практика
школьного воспитания».
Учебный
материал вариативной части периодически пересматривается и обновляется в связи
с непрерывным развитием науки и практики.
I блок
Особенности организации образовательного пространства
- Использование информационных
технологий в процессе обучения младших школьников на уроке и во внеурочной
деятельности
- Проблемы подготовки детей к
учению в условиях ФГОС ДО и ФГОС НО
- Технологии педагогического
взаимодействия как средство достижкния
образовательных результатов в начальной школе
- Мониторинг качества начального
образования
- Организация исследовательской и
проектная деятельность в начальной школе как средство достижения метапредметных результатов ФГОС НОО
- Современный урок в начальной
школе с учетом требований ФГОС
- Организация образовательного
процесса с учетом индивидуальных особенностей младших школьников
- Особенности организации
образовательного процесса с одаренными детьми
- Личностно-ориентированные
технологии обучения в начальной школе
- Диагностическая культура
учителя начальных классов
- Портфолио как средство повышения
профессиональной компетентности педагога
- Развитие контрольно-оценочной
деятельности у младших школьников
- Использование интерактивной
среды «Учи.ру» в образовательном процессе
начальной школы
II блок
Методические аспекты преподавания учебных дисциплин в
начальной школе в разных системах и УМК
- Развивающие возможности УМК
«Начальная школа ХХI века» (под ред. Н.Ф.Виноградовой)
- Развивающие технологии в
процессе обучения младших школьников русскому языку
- Развитие читательской
компетентности младших школьников в свете современных требований
- Развитие метапредметных
УУД у младших школьников на языковом материале
- Современные подходы к
лингвистическому развитию младших школьников
- Достижение метапредметных
результатов средствами математического содержания
- Роль смыслового чтения в
формировании личности младшего школьника
- Современный урок курса
«Окружающий мир» в начальной школе
III блок
Практика школьного воспитания
- Гражданское образование младших
школьников в условиях реализации ФГОС
- Развитие художественного
восприятия у младших школьников в курсе «Образ и мысль»
- Содержание и технология
реализации программы внеурочной деятельности «Уроки для души» (1-4 класс)
- Развитие речевого поведения
младших школьников средствами программы внеурочной деятельности «УТРО»
- Сотрудничество школы и семьи:
современные формы работы с родителями
- Духовно-нравственное воспитание
младших школьников на основе литературного краеведения
- Программа внеурочной
деятельности «Дорогою открытий и добра» как средство формирования
личностных УУД
2.
Теоретико-технологическая или интегративная модель.
Модель
направлена на интеграцию психологических, педагогических, методических знаний.
Создаются условия для развития у обучающихся ряда профессиональных
компетентностей, связанных с отбором, анализом, обобщением, интерпретацией
педагогически значимой информации, а также способности делать выбор
образовательных систем, моделей, технологий. К этой модели относятся
специализированные курсы по вопросам введения ФГОС:
- Теория и методика преподавания
в начальной школе в условиях реализации ФГОС
- Психодидактические основы
начального образования в условиях реализации ФГОС
- Формирование профессиональной
компетентности педагога в реализации общего развития младшего школьника в
свете требований ФГОС НОО
3.
Проблемно-тематическая модель – в плане-графике курсовой подготовки модель обозначена
«Проблемно-тематические семинары, мастер-классы, педагогические мастерские (по
накопительной системе)».
В рамках
данной модели появляется возможность подготовить как отдельных педагогов, так и
команду специалистов одного образовательного учреждения к решению конкретной
профессиональной задачи. Содержание модели соединяет теоретическую подготовку и
параллельное, неотсроченное изменение педагогической
практики в соответствии с освоенным в процессе курсов материалом.
Проблемно-тематические
семинары, мастер-классы, педагогические мастерские (по накопительной системе):
- Технологии развивающего
обучения в современной начальной школе
- Технологические и
диагностические аспекты формирования информационной культуры в ходе
реализации сетевых проектов в начальной школе
- Развитие письменно-речевой
деятельности обучающихся в условиях преемственности между начальной и
основной школой
- Развитие регулятивных УУД младших школьников в
процессе их речевого развития
- Учитель и родитель:
психолого-педагогические аспекты образовательного партнерства в
соответствии с ФГОС НОО
- сихолого-педагогическое сопровождение подготовки детей
к школе
- Современные технологии воспитания младших школьников в условиях
реализации ФГОС
4. Модель
дистанционного обучения
- Проектно-исследовательская
деятельность участников образовательных отношений с использованием ИКТ в
начальной школе
- Формирование универсальных
учебных действий у младших школьников
- Организация образовательного
процесса с учетом индивидуальных особенностей младших школьников
- Технологии становления делового
партнерства субъектов образовательных отношений в соответствии с
требованиями ФГОС
- Информационная культура
участников образовательных отношений (очно-дистанционное
обучение)
- Коммуникативно-нравственное
развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО (очно-дистанционное
обучение)
5. Модель - межкафедральные курсы
Информационная культура участников образовательных отношений
Курс «Основы религиозных культур и светской этики»: содержание и методика
преподавания