3
6
9
Подразделения

О «компетенции» и «компетентности» в образовании.

docСкачать документ «О «компетенции» и «компетентности» в образовании. »bibl50.doc71 Kb

О «компетенции» и «компетентности» в образовании

Использование в современной педагогической литературе указанных в названии материала терминов тесно связано с процессом переориентации российского  образования со «знаниевого» на компетентностный подход [6,13,27,31,33], что является необходимым условием модернизации и приведения его результатов в соответствие с международными стандартами.

Часто синонимически используемые понятия «компетенция» (не следует путать с правовым значением слова: «компетенция органов местного самоуправления» и пр.) и «компетентность» необходимо различать:

  • Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
  • Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Об этом подробно рассказывается, например, на страницах учебного пособия для вузов «Основы педагогического мастерства» Л.В. Заниной и Н.П. Меньшикова  [29.с.100-115], а также в статьях Д.А.Иванова [34-36] и других книгах и статьях, перечисленных в данном библиографическом материале.

Если обратиться к словарям, то наиболее часто употребляемое словосочетание со словом «компетентность»  профессиональная компетентность учителя трактуется как  «владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания» [40.с.62.].

Подобное определение дает и канд. пед. наук, ст. н. сотрудник лаб. дидактики Института Теории образования и Педагогики РАО, Генике Е.А. в своей книге «Профессиональная компетентность педагога», указывая на то, что соотношение этих составляющих должно быть равномерным. Это и будет  интегративной компетентностью педагога [18.с.19].

Что касается наиболее употребительного словосочетания «ключевые компетенции», то в европейском проекте «Определение и отбор ключевых компетенций» они определяются как важные «во многих жизненных сферах и служащие залогом жизненного успеха и эффективного функционирования общества»[31.с.7-8].

В предлагаемом вниманию педагогов библиографическом материале представлены книги и публикации 2006-2008 гг., призванные помочь в понимании и усвоении новой образовательной терминологии.

  1. Акаева, Е.Л. Мониторинг профессионального становления будущего учителя на основе компетентностного подхода/Е.Л. Акаева //Педдиагностика.-2006.-№3.-С.13-18.
  2. Алиев, С.Н. Спецсеминар – важное средство формирования профессиональной компетенции будущих учителей/С.Н. Алиев //Иностранный язык в шкоел.-2008.-№2.-С.59-65.
  3. Андреева, И. Эмоциональная компетентность в работе учителя/И. Андреева //Педагогическая техника.-2006.-№2.-С.74-86.
  4. Антипова, В.М. Компетентностный подход к организации дополнительного педагогического образования в университете / В.М. Антипова, К.Ю. Колесина, Г.А. Пахомова //Педагогика.-2006.-№8.-С.57-62.
  5. Балашова, В.Ф., Компетенции специалиста по адаптивной физической культуре и их ориентация на виды профессиональной деятельности/ В.Ф. Балашова, Н.Н Чесноков //Педагогическое образование и наука.-2008.-№6.-С.38-40.
  6. Баскаев, Р.М. О тенденциях изменений в образовании и переходе к компетентностному подходу/ Р.М. Баскаев//Инновации в образовании.-2007.-№1.-С.10-15.
  7. Беспалова, В.Г., «Педагогический звездопад». Программа повышения психологической компетентности педагогов/ В.Г. Беспалова, И.В. Мотина, Е.В. Овчинникова // Вестник практической психологии образования.-2007.-№4.-С.110-117.
  8. Блинов, Л.В. Социально-профессиональная компетентность личности – продукт межкультурного взаимодействия/ Л.В. Блинов, В.Л. Недорезова  // Педагогическое образование и наука.-2008.-№1.-С.52-56.
  9. Васильева, Е. Активность студентов как показатель их социализации и социальной компетенции/ Е. Васильева, А. Малыгина //Alma mater.-2007.-№7.-С.18-22.
  10. Верещагина, Н.О. Формирование профессиональной компетентности специалистов в области естественнонаучного образования в Герценовском университете/ Н.О. Верещагина, Т.В. Вилейто //География и экология в школе XXI века.-2007.-№4.-С.73-78.
  11. Вертохвостова, Г. Мониторинг как средство повышения профессиональной компетентности педагогов/ Г. Вертохвостова //Народное образование.-2007.-С.121-126.
  12. Винокурова, Н.Ф., Общекультурная компетентность в географическом образовании: теоретико-методологические аспекты и практика реализации/ Н.Ф. Винокурова, Н.Н. Демидова //География и экология в школе XXI века.-2008.-№3.-С.47-52.
  13. Володина, Ю.А. Компетентностный подход в подготовке школьников к профессиональному самоопределению / Ю.А. Володина // Психологическая наука и образование.-2008.-№2.-С.80-86.
  14. Воровщиков, С.Г. Учебно-познавательная компетентность школьников: опыт системного конструирования/ С.Г. Воровщиков  //Завуч.-2007.-№6.-С.81-103.
  15. Гаибова, В.Е. К определению общих учебных компетентностей старшеклассников/ В.Е. Гаибова, А.П. Чернявская // Инновации в образовании.-2006.-№5.-С.28-39.
  16. Гайнутдинов,  Х.Ш. Профессиональная компетентность организации / Х.Ш. Гайнутдинов  //Педагогическое образование и наука.-2008.-№6.-С.26-29.
  17. Гатауллина Р.Ф. Компетентностный подход к профессиональной подготовке гувернеров как специалистов по домашнему воспитанию/ Р.Ф. Гатауллина //Педагогическое образование и наука.-2008.-№6.-С.21-24.
  18. Генике, Е.А. Профессиональная компетентность педагога/ Е.А. Генике. - М.:Сентябрь,2008.-176с. – (Биб-ка ж. «Директор школы».-2008.-№5).
  19. Гериш, Т.В. Компетентностный подход как основа модернизации профессионального  образования/ Т.В. Гериш, П.И. Самойленко // Стандарты и мониторинг в образовании.-2006.-№2.-С.11-15.
  20. Глебова, Л.К. Профессиональная компетентность учителя / Л.К. Глебова, З.Ю. Луц  // Одаренный ребенок.-2008.-№1.- С.96-100.
  21. Голуб, Г.Б. Оценка уровня сформированности ключевых профессиональных компетентностей выпускников УНПО: подходы и процедуры / Г.Б Голуб, Е.Я. Коган, И.С. Фишман //Вопросы образования.-2008.-№2.-С.161-185.
  22. Грачев, А.А. Профессиональная компетентность практического психолога в сфере образования: организационный подход/ А.А. Грачев  //Вестник практической психологии образования.-2007.-№2.-С.42-50.
  23. Гузеев, В. Матрица разнообразия – способ определения компетентности педагогов/ В. Гузеев  //Директор школы.-2006.-№8.-С.27-31.
  24. Дахин, А.Н. Моделирование образовательной компетентности/ А.Н. Дахин //Вестник педагогических инноваций.-2007.-№1.-С.84-100.
  25. Дахин, А.Н. Образовательная компетентность: от существующего знания к возникающей инновационной культуре/ А.Н. Дахин //Школьные технологии.- 2006.-№5.-С.35-44.
  26. Дахин, А.Н. Открытое образование и компетентность его участников /А.Н. Дахин // Школьные технологии.-2008.-№1.-С.60-64.
  27. Дьячкова, Л.Г. Вуз и работодатель: практика компетентностного подхода становлению молодого специалиста/ Л.Г. Дьячкова  //Стандарты и мониторинг в образовании.-2006.-№5.-С.46-50.
  28. Есауленко, Г.В. Профессиональная компетентность руководителя в обеспечении правового и документационного управления персоналом / Г.В. Есауленко //Управление ДОУ.-2008.-№3.-С.50-69.
  29. Занина, Л.В. Компетентностный подход к рассмотрению деятельности преподавателя педколледжа / Л.В. Занина, Н.П. Меньшикова     //Основы педагогического мастерства/Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д.: Феникс,2008.-С.110-115.
  30. Захлебный, А.Н. Экологическая компетенция как новый планируемый результат экологического образования / А.Н. Захлебный, Е.Н. Дзятковская //Стандарты и мониторинг в образовании.-2008.-№7.-С.11-15.
  31. Иванов, Д.И. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании/ Д.И. Иванов // Воспитание. Образование. Педагогика.-2007.-№6(12).-32с.
  32. Иванов, Д.И. Компетенции учителя/ Д.И. Иванов  // Воспитание. Образование. Педагогика: Биб-ка «Первого сентября». - 2008.-№16.-32с.
  33. Иванов, Д.И. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании/ Д.И. Иванов //Завуч.-2008.-№1.-С.4-24.
  34. Иванов, Д.И. Как можно оценивать компетентности?/ Д.И. Иванов  // Биб-ка ж. «Директор школы».-2007.-№6.-С.80-85.
  35. Иванов, Д.И. Профессиональная компетентность учителя/ Д.И. Иванов  //Биб-ка ж. «Директор школы».-2007.-№6.-С.54-57.
  36. Иванов, Д.И. Способы и процедуры оценки уровня достижений ключевых компетенций в учебном процессе/ Д.И. Иванов  //Школьные технологии.-2008.-№1.-С.149-158.
  37. Исаева, Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя/ Т.Е. Исаева  // Педагогика.-2006.-№9.-С.55-60.
  38. Киреева, М.В. Система повышения профессионально-педагогической компетентности педагогических работников/ М.В. Киреева,  Е.В. Ладинская  // Методист.-2006.-№6.-С.54-58.
  39. Климентьева, М.Ф. Реализация методологической компетентности при работе с одаренными детьми в Томском гуманитарном лицее/ М.Ф. Климентьева //Одаренный ребенок.-2008.-№1.-С.47-57.
  40. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Изд. центр «Академия»,2000.-176с.
  41. Козырева, О.А. Методология моделирования профессиональной компетентности педагога/ О.А. Козырева // Дополнительное профессиональное образование.-2008.-№4.-С.24-25.
  42. Козырева, О.А. Феноменология профессиональной компетентности учителя/ О.А. Козырева // Дополнительное профессиональное образование.-2008.-№1.-С.12-14.
  43. Краевский, В. Методологическая компетентность педагогов-исследователей как условие научного обеспечения модернизации образования/ В. Краевский //Соискатель-педагог.-2008.-№1.-С.31-35.
  44. Кудря, Л. Ноосферные компетенции и учительская компетентность в современной школе/ Л. Кудря, Л. Уварова  //Народное образование.-2007.-№9.-С.44-46.
  45. Лаптева, И.Д. К вопросу о педагогической компетентности / И.Д. Лаптева //Педагогическое образование и наука. - 2007. - №4.-С.35-38.
  46. Лебедев, В.В. Структурирование компетенций  - перспективное направление в решении проблем образования/ В.В. Лебедев  //Школьные технологии.-2007.-№2.-С.97-103.
  47. Лернер, П.С. Инструменты поддержки и развития компетентностного подхода в образовании старших школьников/ П.С. Лернер   //PR в образовании.-2007.-№4.-С.42-50.
  48. Лившиц, В.Б. Повышение профессиональной компетентности педагогических работников/ В.Б. Лившиц  //Справочник руководителя образовательного учреждения.-2007.-№12.-С.16-23.
  49. Литвиненко, М.В. Подходы диагностирования сформированности профессиональной компетентности будущего специалиста/ М.В. Литвиненко //Стандарты и мониторинг в образовании.-2008.-№2.-С.38-40.
  50. Лукьянова М.И. Локальная профессиональная среда как фактор развития компетентности педагогов/ М.И. Лукьянова //Управление ДОУ.-207.-№2.-С.8-13.
  51. Лукьянова, М.И. Концептуальные подходы к организации научно-методической работы по развитию компетентности учителя в реализации личностно ориентированного подхода/ М.И. Лукьянова  //Методист.-2007.-№8.-С.9-17.
  52. Лукьянова,  М.И. Профессиональная компетентность педагога: теоретический анализ понятия/ М.И. Лукьянова //Управление ДОУ.-2007.-№1.-С.15-21.
  53. Лызлова, Л., «Трудные» подростки и профессиональная компетентность учителя/ Л. Лызлова, О. Белкина  //Директор школы.-2006.-№9.-С.59-61.
  54. Любимов, Л.Л. Компетентностный подход и качество общего образования/ Л.Л. Любимов  //Экономика в школе.-2008.-№1/2.-С.4-11.
  55. Майер,  А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования/ А.А. Майер //Управление ДОУ.-2007.-№1.-С.8-14.
  56. Матушкин, Н. НИРС как составляющая системы формирования компетенций специалиста/ Н. Матушкин, И. Столбова, Т. Ульрих //Alma mater.-2007.-№5.-С.3-7.
  57. Мачехина, О.Н. Ролево-игровое проектирование в свете компетентностного подхода в образовании / О.Н.  Мачехина   //Преподавание истории в школе.-2007.-№5.-С.13-16.
  58. Метаева, В.А. Рефлексия как метакомпетентность/ В.А. Метаева //Педагогика.-2006.-№3.-С.57-61.
  59. Муравьева, Л.А. Сущность понятия профессиональная компетентность педагога–организатора детского движения / Л.А.  Муравьева  //Педагогическое образование и наука.- 2008.-№6.-С.17-20.
  60. Мясников, В.А. Компетенции и педагогические измерения/ В.А. Мясников, Н.Н. Найденова //Педдиагностика.-2007.-№2.-С.42-49.
  61. Нефедова, Л. Компетентность и образ учителя современной гимназии/ Л. Нефедова // Народное образование.- 2006.-№7.-С.215-219.
  62. Нефедова, Л.А., Развитие ключевых компетенций в проектном обучении/ Л.А. Нефедова, Н.М. Ухова  // Школьные технологии.-2006.-№4.-С.61-68.
  63. Нугуманова, Л.Н. Компетентностный подход в профильном обучении/ Л.Н. Нугуманова // Педагогическое образование и наука.-2008.-№6.-С.9-15.
  64. Окушова, Г.А. Технологическая компетентность современного учителя сельской школы/ Г.А. Окушова //Директор сельской школы.-2007.-№3.-С.19-24.
  65. Осипова, Л.А. Драматизация как средство формирования профессиональной компетенции будущих учителей/ Л.А. Осипова  //Научное обозрение.-2006.-№1.-С.177-179.
  66. Осипова, О. Формирование ИКТ - компетентности учителя начальной школы/ О.Осипова  //Народное образование.-2008.-№1.-С.116-121.
  67. Осмоловская, И. Ключевые компетенции в образовании: их смысл, значение и способы формирования/ И. Осмоловская //Директор школы.-2006.-№8.-С.64-69.
  68. Пеняева, С.А. Рефлексивные составляющие компетентности и особенности их формирования у студентов в процессе обучения/ С.А. Пеняева //Стандарты и мониторинг в образовании.-2008.-№1.-С.11-14.
  69. Поздняков,  А. Формирование компетентности будущих педагогов и руководителей образования/ А. Поздняков //Народное образование.-2008.-№1.-С.С.141-145.
  70. Пустовалова, В.В. Развитие олимпиадного движения и профессиональной компетентности методистов/ В.В. Пустовалова   //Одаренный ребенок.-2008.-№1.-С.60-65.
  71. Редихин,  В.И. Компетенции в коммуникации/ В.И. Редихин //Школьные технологии.-2007.-№5.-С.11-20.
  72. Сакович,  Л.П. Профессиональная компетентность учителя естествознания/ Л.П. Сакович // Дополнительное образование и воспитание.-2007.-№5.-С.3-8.
  73. Скибицкий, Э.Г. Формирование компетентности начинающего исследователя/ Э.Г. Скибицкий, И.Ю. Скибицкая //Инновации в образовании.-2007.-№9.-С.80-90.
  74. Слуцкий,  В. Слагаемые управленческой компетентности директора школы/ В. Слуцкий //Воспитание школьников.-2007.-№2.-С.23-27.
  75. Соломенникова, О.А. Профессиональная компетентность воспитателя дошкольного образовательного учреждения/ О.А. Соломенникова  //Педагогическое образование и наука.-207.-№3.-С.4-5.
  76. Трофимов, Е.Ф. Моделирование компетенций персонала как инструмент развития системы менеджмента качества предприятия / Е.Ф. Трофимов, В.А. Голкина //Дополнительное профессиональное образование.-2007.-№4.-С.26-29.
  77. Тубельский, А.Н. Как возможен переход к компетентностно направленному содержанию образования/ А.Н. Тубельский // Современный урок. - 2007. - №9-10. - С.80-88.
  78. Фишман, И.С. Подходы к оценке уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся/ И.С. Фишман //Методист.-2007.-№3.-С.2-5; №4.-С.11-16.
  79. Ховов, О.В. Компетентность профессиональная / О.В.  Ховов  //Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т./под ред. С.Я. Батышева.-М.:АПО,1998.-Т.1.-С.454-455.
  80. Чуб, Е.В. Интенсификация обучения как фактор подготовки компетентного специалиста/ Е.В. Чуб //Инновации в образовании.-2008.-№7.-С.96-103.
  81. Чуб, Е.В. Компетентностный подход в образовании/ Е.В. Чуб // Инновации в образовании.-2008.-№3.-C.21-26.
  82. Шайденко, Н.А. Формирование профессиональных компетенций учителя в системе непрерывного педагогического образования/ Н.А. Шайденко, А.Н. Сергеев // Педагогическое образование и наука.- 2008.-№6.-С.4-8.
  83. Шалашова, М. Применение квалификационных тестов для оценки профессиональной компетентности выпускника вуза/ М. Шалашова  //Педагогические измерения.-2007.-№4.-С.3-12.
  84. Шамардина, Т. Формируем учебно-познавательную компетентность учащихся/ Т. Шамардина  // Директор школы.-2007.-№4.-С.57-62.
  85. Юрковец, О.А. Формирование профессиональных компетенций на основе применения технологии модульно-компетентностного обучения в СПО/ О.А. Юрковец // Педагогическое образование и наука.-2008.-№6.-С.24-26.

Составитель: библиограф библиотеки НИРО Шадрина Е.В.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph