« …Не мое дело поучать проповедью:
искусство и без того уже поучение.
Мое дело говорить живыми образами, а не рассуждениями.
Я должен выставить жизнь лицом, а не трактовать о жизни.
Истина очевидная».
( Из письма Жуковскому от января 1848 года)
В предисловии А.Ф. Маркс обосновывает важность
и необходимость издания крупнейшего
творения великого писателя «в широком размере… in folio», украшенного 355 рисунками и 10 гелиогравюрами,
поскольку «иллюстрированные издания
произведений лучших национальных писателей составляют достояние всех
образованных стран».
18 декабря 1900-го года - дата
«дозволения» цензурою печатания и тиражирования книги – уже более чем на
60 лет отстоит от времени описываемых в ней событий. Но еще сохранились
воспоминания о губернии 20-30-х гг. XIX в., еще живы помещики старого типа, еще можно разыскать
образцы материальной культур ы эпохи (дворянские
усадьбы, фонарные столбы, «чичиковские» брички и пр.). Коллектив
художников-иллюстраторов предпринял целую изыскательскую экспедицию по самым
отдаленным провинциальным городам, собирая «каждую мелочь, каждую деталь, каждый аксессуар чичиковской
эпохи», подвергая их тщательной
проверке, зарисовывая и фотографируя.
Грандиозный многолетний труд увенчался успехом – великолепное иллюстрированное
издание поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя
1901 г, счастливым обладателем которого является и библиотека НИРО,
воссоздает перед читателями картину эпохи, «ее отличительные черты, воскрешая
ее характер, …дух изображаемой полосы
жизни».