Николай Васильевич Гоголь
20 марта (1 апреля) 1809 – 21 февраля(4 марта) 1852
«Обо мне много толковали,
разбирая кое-какие мои стороны, но главного существа моего не определили. Его
слышал один только Пушкин. Он мне говорил всегда, что еще ни у одного
писателя не было этого дара выставить
так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека,
чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза
всем. Вот мое главное свойство….» Н.В.Гоголь
//История русской словесности. Часть III. - Вып.1: История новой русской литературы XIX столетия: Пушкин, Гоголь, Белинский / сост.: В. В. Сиповский [применительно к новым программам ср. учебн. завед. (мужской гимназии, реальных училищ и женских гимназий), а также соответственно новым программам, принятым в учебных заведениях IV Отдел. Ведомства Императрицы Марии]. - изд.3-е. - СПб: Издание Я. Башмакова и К°, 1910. - С.120-236.
«Будто не
знаете, кто это ревизор?
Что прикидываетесь?
Ревизор этот – наша проснувшаяся совесть,
которая заставит нас вдруг
и разом взглянуть
во все глаза на самих себя…»
В пособии по истории
русской литературы XIX века автор предпринял попытку тесно увязать исследование
творчества трех великих представителей русской литературы «с историей русского
народного, письменного и книжного творчества предшествующих веков». Детальный
анализ жизненного и творческого пути А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и В.Г. Белинского
призван приучить учащихся к серьезному литературному анализу.
В разделе, посвященном Н.В. Гоголю, подробно излагается его биография,
описываются особенности его неординарной личности, подробно раскрывается
влияние А.С. Пушкина на творчество писателя. Важное место отводится драматургии
Гоголя, отмечается особое, отличное от
общепринятого понимание и толкование смысла своей пьесы автором.
Литературная деятельность Н.В. Гоголя разбита
в пособии на 3 периода: первый из них, «романтический», включает все
юношеские произведения писателя и
«Вечера на хуторе близ Диканьки»; второй, «реалистический» - все лучшие произведения его; третий – именуется
в пособии периодом мистицизма. Каждый период детально анализируется и в
заключение как вывод из всего вышесказанного формулируется «великое
историческое значение Гоголя».
Тщательность и скрупулезность всестороннего анализа жизни и творчества писателя,
указание основных направлений подобного исследования могли бы послужить
образцом для современных педагогов-словесников.
/сост. и автор коммент.: М.Б. Загорский; общ. ред. Н.Л. Степанова.- М.: Гос. изд-во «Искусство»,1952.-[566с.]
Открывается юбилейное издание двумя серьезными
статьями литературоведа профессора Н.Л. Степанова и кандидата
искусствоведческих наук Е. Горбунова о драматургии Гоголя и постановке его пьес
на сцене советского драматического театра. Далее следуют основные пьесы, а
также драматические отрывки и отдельные сцены, принадлежащие перу Н.В. Гоголя.
Завершают сборник практически все известные статьи, заметки и письма Гоголя о
драматургии и театре и отзывы русских писателей и критики о его драматургии.
/Русская классная библиотека, издаваемая под редакцией А.Н. Чудинова; издание И. Глазунова: пособие при изучении русской литературы.- Вып. XV.- СПб.: Типография Глазунова,1893.- [144с.].
Издание представляет
собой образчик дидактического материала по изучению русской и зарубежной
литературы, которое призвано помочь учителю познакомить учащихся с
разнообразными приемами литературного
изображения определенного характера, типа.
Выпуск посвящен сравнительному изучению типа Скупого в произведениях Плавта («Кубышка»), Мольера («Скупой»), Гоголя («Плюшкин»),
Пушкина «Скупой рыцарь». В заключение приводятся три прозаические
характеристики различных сторон скупости из сочинений известного греческого
моралиста Феофраста, а также наиболее яркие русские
пословицы о скупости.
В предисловии отмечается, что очерк Плюшкина – совершенно оригинальное
эпическое изображение отрицательных сторон скупости, яркое и полное,
затрагивающее и вопрос о причинах возникновения этой страсти у героя.
//Полевой, П.Н. История русской словесности с древнейших времен до наших дней. - в 3-х т.: Т.3. – второе стереотип. изд.- СПб.: Издание А.Ф. Маркса,1903.-С.229-309.
Главы 11-17-я третьего тома фундаментальной
«Истории русской словесности» П.Н. Полевого (1839—1902) — историка всеобщей и
русской литературы, беллетриста, исторического романиста, переводчика,
популяризатора, критика и редактора – посвящены жизни и творчеству Н.В. Гоголя.
Издание имело своей целью, как пишется в предисловии к 1-му тому, в доступной
форме изложить наиболее полную картину умственной и духовной жизни
русского народа, насколько она проявилась в устном, рукописном или печатном
слове, начиная с древнейших памятников русской словесности до последних
произведений российских писателей и поэтов, ученых и публицистов. «История словесности»,
занимаясь фактами литературной жизни писателей и обзором их произведений, в то
же время дает понятие и об обществе, в котором они жили и творили. Излагая
«Историю русской словесности» в тесной связи с различными условиями и
влияниями, которые в разное время способствовали ее развитию или задерживали ее
рост, автор дает полное представление о том, как постепенно, в различные эпохи,
видоизменялся и развивался русский книжно-литературный язык от древнейших
времен до конца XIX столетия. Издание богато иллюстрировано множеством рисунков,
гравюр и портретов, хромолитографий, посвященных данной тематике.
Несколько
типов к поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» художника Боклевского
|
Начальник
|
Петух
|
Кувшинное рыло
|
/ текст С.С. Данилова; предисл. и вступ. статья Н.С. Державина. - М.; Л.: Госуд. изд-во изобразит. Искусств,1936.-140с.
Представленное издание выпущено Государственным издательством
изобразительных искусств к столетию со
дня первой постановки «Ревизора» на сцене (1836 г.) и воспроизводит основные этапы сценического воплощения бессмертной
комедии Гоголя на протяжении ста лет.
По словам С.С. Данилова, «сто лет сценической истории «Ревизора» отразили
борьбу философских концепций творчества Гоголя, создававшихся в течение этого
времени».
В альбоме в числе прочего публикуется репродукция редкого карандашного рисунка
с пометкой «комедии Ревизор по желанию Г. Автора рисунок первого действия», а
также зарисовка сцены пятого действия, сделанная артистом В.В. Самойловым,
которая дошла до нас только в виде гравюры Эльваля,
приложенной к журналу «Репертуар русского театра» за 1840 год. Это, в сущности,
иллюстрация первой постановки, воспроизводящая спектакль с актерской точки зрения.
Издание содержит 149 иллюстраций и приложения на 13 отдельных листах.
/Текст по последней ред. академика Н.С. Тихонравова с портретом Н.В. Гоголя, гравированным на стали, 10 гелиогравюрами и 355 иллюстрациями художников: В.А. Андреева, А.Ф. Афанасьева, Н.Н. Бажина, В.И. Быстренина, М.М. Далькевича, Ф.С. Козачинского, И.К. Маньковского, Н.В. Пирогова, Е.П. Самониш-Судковской, С.С. Соломко и Н.Н. Хохрякова; буквы и виньетки работы Н.С. Самокиша; худ. отдел выполнен под наблюдением П.П. Гнедича и М.М. Далькевича. - СПб.: Издание А.Ф. Маркса,1900.-276с.
« …Не мое дело поучать проповедью: искусство и без того уже поучение.
Мое дело говорить живыми образами, а не рассуждениями.
Я должен выставить жизнь лицом, а не трактовать о жизни.
Истина очевидная».
( Из письма Жуковскому от января 1848 года)
В предисловии А.Ф. Маркс обосновывает важность
и необходимость издания крупнейшего
творения великого писателя «в широком размере… in folio», украшенного 355 рисунками и 10 гелиогравюрами,
поскольку «иллюстрированные издания
произведений лучших национальных писателей составляют достояние всех
образованных стран».
18 декабря 1900-го года - дата
«дозволения» цензурою печатания и тиражирования книги – уже более чем на
60 лет отстоит от времени описываемых в ней событий. Но еще сохранились
воспоминания о губернии 20-30-х гг. XIX в., еще живы помещики старого типа, еще можно разыскать
образцы материальной культур ы эпохи (дворянские
усадьбы, фонарные столбы, «чичиковские» брички и пр.). Коллектив
художников-иллюстраторов предпринял целую изыскательскую экспедицию по самым
отдаленным провинциальным городам, собирая «каждую мелочь, каждую деталь, каждый аксессуар чичиковской
эпохи», подвергая их тщательной
проверке, зарисовывая и фотографируя.
Грандиозный многолетний труд увенчался успехом – великолепное иллюстрированное
издание поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя
1901 г, счастливым обладателем которого является и библиотека НИРО,
воссоздает перед читателями картину эпохи, «ее отличительные черты, воскрешая
ее характер, …дух изображаемой полосы
жизни».
|