Составляющие образования:
обучение
Характеристики инновационного
опыта: технологии
Информационное
представление опыта: креативное образование; креативная личность; ценностное, гуманитарное управление;
личностно-ориентированная образовательная диагностика
Составляющие образования:
воспитание
Характеристики инновационного
опыта: методы
Информационное представление
опыта: нравственная и творческая личность; ценностное,
гуманитарное управление; личностно-ориентированная образовательная диагностика
ИНФОРМАЦИОННАЯ
КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
Приоритетного
национального проекта «Образования»
|
I. Общие
сведения
|
Ф.И.О. автора опыта
|
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с
индексом
|
Должность с указанием преподаваемого предмета или
выполняемого функционала
|
Стаж работы в должности
|
Праздников Г.К.
|
МОУ СОШ № 2, г. Бор, ул. Октябрьская, д. 82.
|
директор школы
|
35
|
Надькина Т.В.
|
|
заместитель директора по НМР
|
21
|
Царёва Н.А.
|
|
заместитель директора по УВР
|
0,5
|
Манахова
Т.Ф
|
|
заместитель директора по УВР
|
4
|
Васягина Н.Ю.
|
|
заместитель директора по ВР
|
1
|
II. Сущностные характеристики опыта
|
Тема инновационного педагогического опыта
|
Проектирование «Школы креативной
личности»
|
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения,
новые условия образовательной деятельности и др.)
|
Основным
источником инновационных изменений является противоречие между тенденциями гуманизации, гуманитаризации
образовательного процесса и традиционными технологиями взаимодействия
педагогов, учащихся, родителей, не обеспечивающих формирования опыта
творческой преобразующей деятельности, реализации потенциальных возможностей
и потребностей каждой личности к жизне и культуротворчеству.
Новые условия образовательной
деятельности связаны с проектированием целостной системы креативного
образовании и самообразования на основе расширения творческой деятельности с
предметной области изучаемых курсов до охвата всего общеобразовательного
процесса, включая и его организацию: постановку целей обучения, конструирование
содержания образования, выбор траектории обучения.
|
Идея изменений (в чем
сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных
или других технологий, в изменении содержания образования, организации
учебного или воспитательного процесса и др.)
|
Сущность ИПО заключается в
создании комплекса условий, обеспечивающих развитие нравственной и
творческой личности в процессе освоения основных
закономерностей и методов культуры, самостоятельной в познавательной и
практической деятельности, свободной в выборе профессиональной, общественной
и семейной карьеры. «Школа креативной личности» -
такое образовательного учреждения, которое реализует гуманитарные ценности,
ориентировано на подготовку образованных, творческих людей, обладающих
высокими моральными принципами и способных к решению сложнейших экономических
и социальных проблем.
|
Концепция изменений (способы, их преимущества перед
аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)
|
Концепция изменений основана на
личностно – деятельностном подходе, предполагающем организацию
специальной работы по формированию деятельности учащихся, обучения их целеполаганию и планированию деятельности, ее
организации, регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов
деятельности; проектном подходе, требующем предоставления ученикам возможностей самим
творить знания, создавать образовательную продукцию по всем предметам, и социокультурном подходе, связанном с формированием культурного
пространства школы, адекватного современной социокультурной
ситуации и ориентирующем образовательный процесс на последовательное освоение
исторически сложившихся обобщенных форм и способов деятельности.
Новизной предлагаемой концепции
«Школы креативной личности» является объединение вышеназванных
подходов на основе идеи свободного развития ребенка в
образовательных процессах, которые включают не только передачу ученику опыта
прошлого, но и расширение его собственного опыта, обеспечивающего как
личностный, так и общекультурный рост ребенка.
Преимуществом ИПО является
модель ценностного гуманитарного управления, в которой установлены связи
между направлениями деятельности (функциональный аспект) и подразделениями
управления (структурный аспект), что выражается в проблемно-ориентированной
специализации заместителей директора: заместитель директора по нормативно-
методической работе – специалист в области дидактического и методического
консультирования. заместитель директора – специалист по оперативно –
информационному обеспечению учебно-воспитательного процесса; заместитель
директора – специалист по психолого-педагогическим проблемам; заместитель
директора по воспитательной работе – специалист по проблемам развития
личности во внеклассной работе.
Ограничения ИПО определяются
необходимостью создания нового механизма контроля и оценки конечного
результата деятельности на основе введения системы личностно-ориентированной образовательной диагностики, с
привлечением герменевтических (понимающих)
методов анализа происходящих в субъектах образовательной деятельности
(учениках, учителях, образовательных учреждениях) изменений. Деятельность
субъектов каждой из данных групп проверяется на основе анализа произведенной
ими образовательной продукции.
Трудоемкость ИПО связана с обеспечением
информационной поддержки педагогов и учащихся в условиях многообразия
содержания образовательного процесса; созданием новых форм организации познавательной,
коммуникативной и креативной деятельности;
использованием технологий индивидуального образования с опорой на видение
образовательных и профессиональных перспектив; реализацией идеи нравственного
воспитания личности, ориентированной на построение своего жизненного пути в
соответствии с общечеловеческими идеалами и ценностями.
Риски ИПО объясняются устойчивостью
формальной, «зуновской» ориентации образования в
сознании большинства педагогов; недостаточностью существующих школьных форм
социализации для решения задач самоорганизации, построения самостоятельного и
коллективного действия школьников.
|
Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные
качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)
|
Условиями реализации изменений является система взаимосвязанных
видов работ:
Проект «Медиа-клуб», направленный на
обеспечение информационной поддержки в условиях многообразия содержания
образовательного процесса, с учетом особенностей программных педагогических
установок школьного коллектива.
Проект «Мастерская творчества» реализуется через подпроекты «Развитие творческого потенциала педагога» и
«Школа творчества» и ориентирован на создание пространства творческого
самоопределения педагогов и учащихся, в котором может возрасти интерес к
образовательной деятельности, а также возможны изменения в понимании себя и
окружающих.
Проект «Звездный
путь» включает подпроекты
«Малая родина», «Турнир способностей», «Мой дом школа» и направлен на
формирование лидерских качеств школьников через создание ситуации успеха в
различных сферах их школьной жизни.
|
Результат изменений
|
Главным
результатом изменений должно стать создание системы деятельности школы,
способствующей подготовке образованных, творческих людей, способных к
постоянному самообразованию и самосовершенствованию в динамично изменяющихся
социально-экономических условиях. Кроме того, основными результатами
реализации концепции «Школы креативной личности»
являются: положительная динамика развития творческого потенциала личности
школьника; модернизация профильного и
предпрофильного образования на второй и третьей
ступенях обучения;
увеличение количества обучающихся,
принимающих участие в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях
школьников (процент от общего количества обучащихся
с 8 по 11 класс) до 60%; увеличение количества авторских программ в рамках креативного компонента образовательной программы школы;
увеличение образовательных практик индивидуализированного обучения, воспитания,
социализации и развития; увеличение доли педагогических и руководящих кадров,
имеющих высшую квалификационную категорию; создание комфортных и безопасных
условий пребывания учеников и персонала в общеобразовательном учреждении; увеличение инвестиционной привлекательности
образовательного учреждения
|
Публикации о представленном инновационном педагогическом
опыте
|
|
IV. Экспертное заключение
|
Предполагаемый масштаб и формы
распространения изменений
|
Представленный ИПО отличается
логичностью построения и структурно-содержательной целостностью. Важность и
необходимость заявленных преобразований закономерно следуют в соответствии с
требованиями в современном образовании.
Создание «Школы креативной
личности» обусловлено необходимостью подготовки людей с творческим мышлением
и приоритетом общечеловеческих ценностей при определении целей и выборе
направлений собственной деятельности.
Данная модель школы основана на
личностно - деятельностном, проектном и социокультурном подходах в образовании. Преимуществом ИПО
является модель ценностно-гуманитарного управления, в котором установлены
связи между направлениями деятельности и подразделениями управления.
Заявленная модель школы возможна к тиражированию на региональном уровне.
|
Ф.И.О. эксперта, его контактные
телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес
|
Кукарина
Нина Павловна, руководитель ИМЦ
Управления образования администрации Борского района Нижегородской области, 606450 г.Бор, ул.
Ленина д.66, (883159) 2-28-54, 9-06-63, borunoidc@sinn.ru.
|
|
|
|
|
|
|