1
5
10
Научно-методическая деятельность

МОУ СОШ № 2, Нижегородская область, г. Бор, ул. Октябрьская, д. 82

docСкачать документ «МОУ СОШ № 2, Нижегородская область, г. Бор, ул. Октябрьская, д. 82 »01604.doc60 Kb

Составляющие образования: обучение

Характеристики инновационного опыта: технологии

Информационное представление опыта: креативное образование; креативная личность; ценностное, гуманитарное управление; личностно-ориентированная образовательная диагностика

Составляющие образования: воспитание

Характеристики инновационного опыта: методы

Информационное представление опыта: нравственная и творческая личность; ценностное, гуманитарное управление; личностно-ориентированная образовательная диагностика

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта «Образования»

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Праздников Г.К.

МОУ СОШ № 2, г. Бор, ул. Октябрьская, д. 82.

директор школы

35

Надькина Т.В.

 

заместитель директора по НМР

21

Царёва Н.А.

 

заместитель директора по УВР

0,5

Манахова Т.Ф

 

заместитель директора по УВР

4

Васягина Н.Ю.

 

заместитель директора по ВР

1

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта

Проектирование «Школы креативной личности»

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

Основным источником инновационных изменений является противоречие между тенденциями гуманизации, гуманитаризации образовательного процесса и традиционными технологиями взаимодействия педагогов, учащихся, родителей, не обеспечивающих формирования опыта творческой преобразующей деятельности, реализации потенциальных возможностей и потребностей каждой личности к жизне и культуротворчеству.

Новые условия образовательной деятельности связаны с проектированием целостной системы креативного образовании и самообразования на основе расширения творческой деятельности с предметной области изучаемых курсов до охвата всего общеобразовательного процесса, включая и его организацию: постановку целей обучения, конструирование содержания образования, выбор траектории обучения.

Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

Сущность ИПО заключается в создании комплекса условий, обеспечивающих развитие нравственной и творческой личности в процессе освоения основных закономерностей и методов культуры, самостоятельной в познавательной и практической деятельности, свободной в выборе профессиональной, общественной и семейной карьеры. «Школа креативной личности» - такое образовательного учреждения, которое реализует гуманитарные ценности, ориентировано на подготовку образованных, творческих людей, обладающих высокими моральными принципами и способных к решению сложнейших экономических и социальных проблем.

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Концепция изменений основана на личностно – деятельностном подходе, предполагающем организацию специальной работы по формированию деятельности учащихся, обучения их целеполаганию и планированию деятельности, ее организации, регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности; проектном подходе, требующем предоставления ученикам возможностей самим творить знания, создавать образовательную продукцию по всем предметам, и социокультурном подходе, связанном с формированием культурного пространства школы, адекватного современной социокультурной ситуации и ориентирующем образовательный процесс на последовательное освоение исторически сложившихся обобщенных форм и способов деятельности.

Новизной предлагаемой концепции «Школы креативной личности» является объединение вышеназванных подходов на основе идеи свободного развития ребенка в образовательных процессах, которые включают не только передачу ученику опыта прошлого, но и расширение его собственного опыта, обеспечивающего как личностный, так и общекультурный рост ребенка.

Преимуществом ИПО является модель ценностного гуманитарного управления, в которой установлены связи между направлениями деятельности (функциональный аспект) и подразделениями управления (структурный аспект), что выражается в проблемно-ориентированной специализации заместителей директора: заместитель директора по нормативно- методической работе – специалист в области дидактического и методического консультирования. заместитель директора – специалист по оперативно – информационному обеспечению учебно-воспитательного процесса; заместитель директора – специалист по психолого-педагогическим проблемам; заместитель директора по воспитательной работе – специалист по проблемам развития личности во внеклассной работе.

Ограничения ИПО определяются необходимостью создания нового механизма контроля и оценки конечного результата деятельности на основе введения системы личностно-ориентированной образовательной диагностики, с привлечением герменевтических (понимающих) методов анализа происходящих в субъектах образовательной деятельности (учениках, учителях, образовательных учреждениях) изменений. Деятельность субъектов каждой из данных групп проверяется на основе анализа произведенной ими образовательной продукции.

Трудоемкость ИПО связана с обеспечением информационной поддержки педагогов и учащихся в условиях многообразия содержания образовательного процесса; созданием новых форм организации познавательной, коммуникативной и креативной деятельности; использованием технологий индивидуального образования с опорой на видение образовательных и профессиональных перспектив; реализацией идеи нравственного воспитания личности, ориентированной на построение своего жизненного пути в соответствии с общечеловеческими идеалами и ценностями.

Риски ИПО объясняются устойчивостью формальной, «зуновской» ориентации образования в сознании большинства педагогов; недостаточностью существующих школьных форм социализации для решения задач самоорганизации, построения самостоятельного и коллективного действия школьников.

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Условиями реализации изменений является система взаимосвязанных видов работ:

Проект «Медиа-клуб», направленный на обеспечение информационной поддержки в условиях многообразия содержания образовательного процесса, с учетом особенностей программных педагогических установок школьного коллектива.

Проект «Мастерская творчества» реализуется через подпроекты «Развитие творческого потенциала педагога» и «Школа творчества» и ориентирован на создание пространства творческого самоопределения педагогов и учащихся, в котором может возрасти интерес к образовательной деятельности, а также возможны изменения в понимании себя и окружающих.

Проект «Звездный путь»  включает подпроекты «Малая родина», «Турнир способностей», «Мой дом школа» и направлен на формирование лидерских качеств школьников через создание ситуации успеха в различных сферах их школьной жизни.

Результат изменений

Главным результатом изменений должно стать создание системы деятельности школы, способствующей подготовке образованных, творческих людей, способных к постоянному самообразованию и самосовершенствованию в динамично изменяющихся социально-экономических условиях. Кроме того, основными результатами реализации концепции «Школы креативной личности» являются: положительная динамика развития творческого потенциала личности школьника; модернизация профильного и предпрофильного образования на второй и третьей ступенях обучения;

увеличение количества обучающихся, принимающих участие в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях школьников (процент от общего количества обучащихся с 8 по 11 класс) до 60%; увеличение количества авторских программ в рамках креативного компонента образовательной программы школы; увеличение образовательных практик индивидуализированного обучения, воспитания, социализации и развития; увеличение доли педагогических и руководящих кадров, имеющих высшую квалификационную категорию; создание комфортных и безопасных условий пребывания учеников и персонала в общеобразовательном учреждении; увеличение инвестиционной привлекательности образовательного учреждения

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

 

IV. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

Представленный ИПО отличается логичностью построения и структурно-содержательной целостностью. Важность и необходимость заявленных преобразований закономерно следуют в соответствии с требованиями в современном образовании.

Создание  «Школы креативной личности» обусловлено необходимостью подготовки людей с творческим мышлением и приоритетом общечеловеческих ценностей при определении целей и выборе направлений собственной деятельности.

Данная модель школы основана на личностно - деятельностном, проектном и социокультурном подходах в образовании. Преимуществом ИПО является модель ценностно-гуманитарного управления, в котором установлены связи между направлениями деятельности и подразделениями управления. Заявленная модель школы возможна к тиражированию на региональном  уровне.

 

Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

Кукарина Нина Павловна, руководитель  ИМЦ Управления образования администрации Борского района Нижегородской области, 606450 г.Бор, ул. Ленина  д.66,  (883159) 2-28-54, 9-06-63borunoidc@sinn.ru.

 

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph