ИНФОРМАЦИОННАЯ
КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
Приоритетного
национального проекта «Образования»
|
I. Общие
сведения
|
Название образовательного учреждения
|
Адрес образовательного учреждения
|
Муниципальное образовательное учреждение Новосельская средняя общеобразовательная школа
|
606160 Нижегородская область, Вачский район, с. Новоселки,
ул. Школьная, д. 2а
|
II. Сущностные характеристики опыта
|
Тема инновационного педагогического опыта
|
Формирование системы гражданско-патриотического
образования и воспитания у учащихся через реализацию новой программы развития
«Сельская школа XXI века – школа патриотизма и гражданственности».
|
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения,
новые условия образовательной деятельности и др.)
|
Источник изменений - противоречие
между достижением целей предыдущего опыта «Индивидуализация и дифференциация
в обучении и воспитании» и изменением социального заказа и особенностей
внешней социальной среды школы. Актуальность изменений обусловлена
потребностью общества в сформированной гражданско-компетентной личности.
|
Идея изменений (в чем
сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных
или других технологий, в изменении содержания образования, организации
учебного или воспитательного процесса и др.)
|
Сущность ИПО заключается в
реализации в образовательный процесс системы проектов, нацеленных на
формирование социально-значимых качеств учащегося как гражданина и патриота.
В основе реализации проектов лежит представление о том, что учащийся не
только потребляет культурные ценности в процессе образования, но и наращивает
их. При этом самоопределяющейся в своей социализации личности представляют
как самоценность, как цели, а не как средства
общественного развития.
|
Концепция изменений (способы, их преимущества перед
аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)
|
Концепция изменений
предполагает формирование системы гражданско-патриотического образования и
воспитания через реализацию проектов «Патриот», «Музей»; отработка механизма
взаимодействия школы и социума (проект «Открытая школа», «Семья»);
совершенствование учебно-воспитательного процесса в направлении профилизации и индивидуализации обучения как основы для
формирования гражданских качеств личности (проекты «Учение» и «Здоровье»).
|
Условия реализации изменений
|
Материально - техническая база
школы, сотворчество всех участников образовательного процесса в реализации
проектов, позиция педагогов, их самообразование, уровень квалификации,
сотрудничество с центрами дополнительного образования.
|
Результат изменений
|
В 2006-2007 учебном году школа,
педагоги, учащиеся достигли значительных достижений, что подтверждает высокую
результативность деятельности по каждому из 6 направлений.
Внешняя результативность
ИПО:
- Соревнования «Нижегородская
школа безопасности – «Зарница»» (районный, зональный, областной уровни) - 1 место;
- Смотр конкурс кадетских
классов (областной уровень) – 2 место;
- Олимпиада по ОБЖ (район.
уровень) – 1 место;
- Конкурс эссе «Греми как
колокол, хвала тому, чей дух высок и смел» (районный уровень) – 1, 2 место;
(областной уровень) – диплом лауреата,
- Конкурс «Словесник – 2007»
(районный уровень) – 1 место;
- Конкурс лучших учителей в
рамках приоритетного национального проекта «Образование» - 2 победителя;
- Конкурс ОУ, реализующих
инновационные образовательные программы, в рамка ПНП «Образование» - 1 место
в рейтинге сельских школ;
- Региональный этап конкурса
«Лучшие школы России – 2007» - 1 место;
- Областной смотр-конкурс
военно-патриотических клубов – 2 место;
- Областной смотр
физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства – 2 место.
Внутренняя результативность
ИПО:
- Сертифицированы программы для
реализации оборонно-спортивного профиля;
- Профессиональная подготовка:
специальность «Тракторист» в 2006-207 году получили 60% выпускников школы;
- 50% поступили на бюджетные
места ВУЗов и ССУЗов по профилю образовательного
учреждения;
- Регулярно проводятся Дни
Здоровья, туристические походы
Таким образом, деятельность
школы способствует воспитанию учащихся как ответственных, нравственных,
умеющих принимать решения и заслуживает одобрения родителей и социальных
партнеров школы.
|
Публикации о представленном инновационном педагогическом
опыте
|
ГОУ ДПО НИРО, Публичный отчет
образовательного учреждения в практике лучших школ Нижегородской области,
Н.Новгород, 2007
|
IV. Экспертное заключение
|
Предполагаемый масштаб и формы
распространения изменений
|
Воплощая модель
социально-значимых качеств личности выпускника школы, деятельность школы
направлена на формирование, воспитание личности учащегося, любящего свою
малую родину, физически здорового, ведущего здоровый образа жизни,
нравственного образованного, обладающего позитивной мотивацией, способного к
успешной социализации в обществе и адаптации на рынке труда. Данный ИПО имеет
большую значимость при организации учебно-воспитательного процесса и
распространяется на муниципальном, региональном уровня через семинары
руководителей ОУ, публичные отчеты, публикации.
|
Ф.И.О. эксперта, его контактные
телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес
|
Экспертный совет управления
образования администрации Вачского района (председатель экспертного совета,
заведующая ИМЦ Оруп Е.В.) Адрес: 606150, Нижегородская область, пгт Вача, ул.Советская, д.24 «б»,тел. (273) 6-19-63
|
|
|
|
Составляющие
образования: обучение
Характеристики
инновационного опыта: технологии, проектирование
Информационное представление опыта:
позиционное самоопределение, субъект собственной деятельности.
ИНФОРМАЦИОННАЯ
КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
Приоритетного
национального проекта «Образования»
|
I. Общие
сведения
|
Название образовательного учреждения
|
Адрес образовательного учреждения
|
Муниципальное образовательное учреждение Арефиснкая средняя общеобразовательная школа
|
606142, Нижегородская область, Вачский район, с. Арефино, ул. Пестрякова, д. 51
|
II. Сущностные характеристики опыта
|
Тема инновационного педагогического опыта
|
Ориентация содержания образования в школе на освоении и
личностное принятие учащимися социально значимых ценностей
традиционно-культурного знания и
приобретение навыков изучения и интеграции в современный контекст
традиционных технологий природопользования, обучения, социального и семейного
взаимодействия управления через реализацию проекта инновационного развития
«Школа этно-экологического проектирования».
|
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения,
новые условия образовательной деятельности и др.)
|
Источник изменений –
противоречие, сложившееся в социально-педагогическом пространстве сельского
района типичным для культуры и социума современного села и прогрессирующая
интеллектуальная эмиграция, постоянная утрата потенциальных инноваторов социально-экономической жизни села при
наличии богатейшего потенциала для различных направлений инновационной
деятельности.
|
Идея изменений (в чем
сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных
или других технологий, в изменении содержания образования, организации
учебного или воспитательного процесса и др.)
|
Сущность ИПО заключается в
интеграции в учебном процессе полузабытых традиционно-культурных и
современных технологий природопользования, обучения социального и семейного
взаимодействия управления через формирование социально-педагогического
дидактического учебно-исследовательского управленческого проектирования в
пространстве социума села. Структура содержания образовательного процесса:
проекты и подпроекты.
- Проект «Семейный Арефинский
клуб «Оберег»
- Подпроект «Семейная
инициатива «Род»
- Подпроект «Досуговый центр «Народный праздник»
- Проект «Школьная академия наук»
-
Подпроект
«Исследовательский центр «Этнос»
-
Подпроект
«Партнерская инициатива «Уклад»
-
Подпроект «Группа
визуальных технологий «Взор»
|
Концепция изменений (способы, их преимущества перед
аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)
|
Концепция изменений
предполагает создание модели ОУ «Школа этно-экологического
проектирования», ценностными ориентирами которой являются:
- Развитие личности ученика как субъекта
коммуникативной деятельности социального проектирования в пространстве
села;
- Развитие личности ученика как субъекта
собственной исследовательской деятельности учебно-исследовательского
проектирования в практикоориентированном
контексте изучения традиционно-культурного содержания села;
- Открытие, понимание личностных смыслов и целей
своей учебной, исследовательской и социально-проектной деятельности;
- Позиционное самоопределение каждого субъекта
образовательного процесса как активного деятеля по изменению себя и
собственной жизни, преобразования села и жизни сельского социума;
- Образовательное моделирование социокультурного
пространства села как инновационный синтез традиционного и нового,
формирующий целостную, укорененную в историческом наследии, но готовую к
творческим преобразованиям личности.
|
Условия реализации изменений
|
Условиями реализации изменений
являются внутренние факторы:
- субъекты образовательного
процесса (введение инноваций находит положительный отклик среди учителей,
учащихся и родителей),
- условия организации
образовательного процесса (необходимо создать комфортное условие для работы
как для учащихся и родителей, так и
для учителей и работников школы),
- содержание образовательного
процесса (требуется разработка программ профильного и предпрофильного
обучения и программы образовательного пространства),
- современные образовательные и
информационно-коммуникативные технологии (оснащение школы современными ИКТ).
Внешние факторы:
- природная среда (способствует
развитию учащихся),
- социальная среда (наличие
сети учреждений соцкультбыта дает возможность использовать их для развития
учащихся),
- демографический фактор (школа
получит право на дальнейшее существование, если произойдут изменения, как в
содержании, так и в технологии образовательного процесса).
|
Результат изменений
|
Ожидаемые результаты:
- организация этно-экологического проектирования педагогической системы
школы,
- операциональное
планирование нововведений и общественная экспертиза проекта,
- создание проектной команды и
развитие учебно-профессионального коллектива.
|
Публикации о представленном инновационном педагогическом
опыте
|
- Серия: Нижегородская
инновационная школа. Инновационный образовательный проект «Школа этно-экологического проектирования», Н.Новгород, 2007;
- ГОУ ДПО НИРО Нижегородская
инновационная школа (выпуск 4). Эксперимент в образовательном комплексе
региона, Н.Новгород, 2007.
|
IV. Экспертное заключение
|
Предполагаемый масштаб и формы
распространения изменений
|
Преобразование социального
пространства села и сопредельного ему куста деревень: в выявлении и
актуализации сложного комплекса традиционно-культурных форм
природопользования, бытового хозяйствования, управления, семейной педагоги
конкретной, малой территории – залог их успешности. Данный опыт имеет
распространение на муниципальном и региональном уровне через публичные
отчеты, семинары, публикации.
|
Ф.И.О. эксперта, его контактные
телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес
|
Экспертный совет управления
образования администрации Вачского района (председатель экспертного совета,
заведующая ИМЦ Оруп Е.В.) Адрес: 606150, Нижегородская область, пгт Вача, ул.Советская, д.24 «б»,тел. (273) 6-19-63
|
|
|
|
Составляющие образования: образование
Характеристики инновационного опыта:
технологии (проектирование социальное, учебно-исследовательское)
Информационное представление опыта: позиционное самоопределение,
субъект собственной деятельности
|