Приложение
1
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
УЧАСТНИКА
Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»
|
I. Общие сведения
|
Ф.И.О. автора опыта
|
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом
|
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого
функционала
|
Стаж работы в должности
|
С.А. Ермолаев
Е.В. Любова
Е.А. Морозова
С.В. Фирсова
|
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа с углубленным изучением отдельных предметов
607227
г. Арзамас
Нижегородская область
Ул. Жуковского, д. 8
|
Директор школы
Заместитель директора по
учебно-методической работе
Заместитель директора по
учебно-воспитательной работе
Заместитель директора по
воспитательной работе
|
18
15
15
5
|
|
II.Сущностные характеристики опыта*
|
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)
|
Системный подход в управлении экологическим образованием.
|
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые
условия образовательной деятельности, др.)
|
Внедрение программ углубленного изучения предметов
естественнонаучного цикла, спецкурсов, программ дополнительного образования.
Создание условий для саморазвития, самореализации учащихся.
Сохранение здоровья обучающихся.
Внедрение информационных технологий обучения.
|
3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в
изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного
процесса, др.)
|
Поиск внутренних источников развития, рационального
использования инновационного потенциала школы.
Идея саморазвития реализуется через моделирование развивающей среды ОУ,
обеспечивающей вовлечение субъектов образовательного процесса (педагогов и
учащихся) в активную исследовательскую творческую деятельность, в процессе которой
происходит:
формирование навыков саморазвития, самообразования, самореализации,
самооценки;
профессиональное самоопределение учащихся и педагогов, что позволяет им достигать конкретных
результатов деятельности с учетом индивидуальных потребностей;
Данная идея предполагает целенаправленную работу по сохранению здоровья
как социального благополучия участников образовательного процесса - социальная успешность рассматривается как
интегрированный показатель здоровья.
|
3.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна,
ограничения, трудоемкость, риски)
|
Теоретическим
основанием для разработки Концепции
изменений являются идеи экологизации
образовательного процесса новой модели общего образования «Экология и
диалектика» (авт. Тарасов Л.В.), апробированные в ходе экспериментальной
работы на предшествующих этапах развития учреждения.
В содержании
образования реализуется принцип внутренней экологизации,
предполагающий смену стереотипов, изменение мышления, переоценку ценностей
субъектами образовательного процесса, рассмотрение происходящего в
совокупности его влияния на человека. Формирование целостного восприятия и
осознания мира достигается на основе использования принципа интегративно-гуманитарного
подхода.
Способ управления
саморазвивающейся системой – проектирование. Такой подход предполагает
гуманистическую модель взаимоотношений, которая чувствительна к изменению запросов социума,
способна вырабатывать конструктивные решения по преобразованию среды,
интегрировать предшествующий опыт и
инновационные процессы в целостную систему развития.
В процессе реализации идеи
формируется педагогическое сообщество (педагоги, учащиеся, родители,
партнеры, общественность), которое способно путем исследования на этапах
проектирования генерировать варианты, осуществлять выбор и принятие решений
на всех уровнях управления и приводить к качественным изменениям
образовательного пространства школы и развития личности субъектов
образовательного процесса.
|
4.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные
качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)
|
Высокий уровень профессионализма
руководящих и педагогических кадров, готовность к новому, самообразование,
саморазвитие, инициатива, творческий подход, ответственность, умение
работать в команде.
Обновление материально-технической базы: компьютерная техника,
лабораторное оборудование.
Эффективное использование информационных и методических ресурсов.
|
5.Результат изменений
|
Повышение качества образования.
Формирование ценностных ориентация участников образовательного процесса,
связанных с саморазвитием, сохранением собственного здоровья.
Личностные достижения учащихся и педагогов.
|
6.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте
|
Проектная деятельность на материале естественнонаучных дисциплин. -
Сборник по итогам Всероссийской конференции «Развитие детской одаренности в
образовательном пространстве России», 2006 г.
|
|
|
|
|
|
III. Описание инновационного опыта учителя**
|
Приоритетные направления развития образования в МОУ СОШ
№ 16 определены с учетом имеющегося опыта, результатов и вписанности
в стратегию развития образовательного
сообщества города:
-
внедрение программ углубленного изучения
предметов естественнонаучного цикла (биология, химия) с 8 класса;
-
разработка и внедрение программ дополнительного
образования для учащихся классов с углубленным изучением предметов;
-
психолого-педагогическая
поддержка развития способностей учащихся, участие в реализации городской программы «Одаренные дети»;
-
сохранение
здоровья обучающихся;
-
модернизация
воспитательной системы школы;
-
совершенствование
системы управления школой.
Направленность школьной программы
развития заключается в поиске внутренних источников развития, рационального
использования инновационного потенциала школы. В основе программы заложены
следующие основополагающие принципы: экологизация, целостность, саморазвитие. Принцип экологизации
как новый методологический подход предполагает привнесение новых смыслов во
все компоненты образования: все происходящее рассматривается в совокупности
его влияния на человека.
Обновление содержания образования
обусловлено переходом с 2005-2006 учебного года на новый базисный учебный
план, потребностью разработки, внедрения и апробации учебных курсов,
обеспечивающих повышенный уровень обучения в области естественнонаучных
дисциплин (химия, биология) с учетом образовательных потребностей
учащихся, поиском новых путей поддержки
образования повышенного уровня в классах с углубленным изучением предметов
естественнонаучного цикла, усиления практической направленности обучения,
развития системы дополнительного образования.
В процессе развития накоплен опыт
апробации и внедрения современных личностно-ориентированных технологий
обучения, направленных на формирования у учащихся навыков самообразования,
критического мышления, разнообразных компетенций, повышение познавательного
интереса и мотивации к учебной деятельности: технология проектной
деятельности,«Чтение и письмо для
развития критического мышления», «Дебаты», информационные технологии, новые
речевые технологии, технология исследовательского обучения младших
школьников.
Учитывая,
что данные технологии рассматриваются современной дидактикой как здоровьесберегающие, необходимо их более активное
применение в практике. Распространение данных технологий позволит сохранять
здоровье не только учащихся, но и самих педагогов.
Основные инновационные направления развития
школы реализуются через создание комплексно-целевых программ, путем
применения технологий социально-деятельностного
проектирования для моделирования участниками образовательного процесса
инновационных изменений.
В школе создана экологическая
лаборатория, оснащенная оборудованием для проведения исследований состояния
природных объектов, мобильным компьютерным классом с беспроводной локальной
сетью.
|
IY.Экспертное заключение
|
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений
|
Семинары на базе школы, конференции
разного уровня, участие в конкурсах.
|
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес
электронной почты, почтовый адрес
|
Сабурцев Александр Иванович, проректор
АГПИ им. А.П. Гайдара
г. Арзамас, ул. К. Маркса, д. 36
т. 4-15-53
e-mail: agpi@nts.ru
|
|
|
|
|
|
|
|