ИНФОРМАЦИОННАЯ
КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
приоритетного
национального проекта «Образование»
|
I. Общие
сведения
|
Ф.И.О. автора опыта
|
Учреждение, в котором
работает автор опыта, адрес с индексом
|
Должность с
указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
|
Стаж работы в должности
|
Тошнов Михаил Николаевич
|
МОУ Холязинская СОШ
606365 Б.Мурашкинский р-н, с.Холязино, ул.Пакина, 86
|
Директор школы
|
31 год
|
Гражданинова Александра Михайловна
|
МОУ Холязинская СОШ
606365 Б.Мурашкинский р-н, с.Холязино, ул.Пакина, 86
|
Заместитель директора по УВР
|
31 год
|
Хорькова Татьяна Сергеевна
|
МОУ Холязинская СОШ
606365 Б.Мурашкинский р-н, с.Холязино, ул.Пакина, 86
|
Заместитель директора по ВР
|
19 лет
|
II Сущностные характеристики опыта
|
Тема инновационного педагогического опыта
|
Проектирование Школы полного дня
|
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения,
новые условия оборазовательной деятельности и др.)
|
Противоречие между современным социальным заказом на
коммуникабельную, социально грамотную, толерантную, технически мобильную, конкурентноспособную личность, умеющую реализовать свои
возможности, отличающуюся устойчивостью духовно-нравственных качеств и слабой
подготовкой выпускников школы к успешному функционированию в динамично
меняющемся открытом обществе
|
Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании
образовательных, коммуникационно-информационных или
других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного
или воспитательного процесса и др.)
|
Сущность ИПО заключается в создании условий для:
- совершенствования
профессиональной деятельности педагогических кадров;
- формирования
толерантной личности, способной к социальной адаптации и изменению
социально-экономических условий села с целью преобразования сельской жизни;
- создания
развивающего здоровьесберегающего образовательного
пространства школы на основе единства урочной и внеурочной деятельности, применения личностно-ориентированных и
коммуникативно-информационных технологий.
|
Концепция изменений (способы, их преимущества перед
аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)
|
Концепция изменений опирается на личностно-ориентированный
подход к обучающимся, заключающийся в учете их способностей, возможностей и
интересов при освоении школьной программы, формировании личностных качеств,
ценностных ориентаций, творческих способностей, необходимых для успешного
овладения новыми технологиями познания и коммуникации.
Трудоемкость ИПО определяется системой поставленных задач:
обновление содержания учебных предметов, ориентированных на полноценное
вхождение учащихся в реальный мир информационного общества и отражающего
специфику сельской жизни, крестьянского труда; построение современной системы
образования на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности,
дополнительного образования; целевая ориентация на подготовленность сельского
школьника к жизни через трудовую, познавательную, творческую,
социально-активную его деятельность; построение образовательного процесса на
основе поисковых, исследовательских, творческих методов обучения,
самостоятельной работы учащихся; многообразия видов внеурочной работы,
способствующих обогащению социального
опыта детей, развитию их интеллектуальных, физических и творческих способностей.
Ограничения и риски связаны с тем, что данная модель ОУ
может быть эффективна только в условиях активного социального партнерства с
местной властью, с/х предприятием, общественными
организациями, семьей
|
Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные
качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)
|
Ведущими условиями в
реализации изменений являются: повышение ответственности родителей
за воспитание и обучение своих
детей; систематическое повышение педагогической квалификации педагогов; оптимальное
использование потенциала школы и социокультурного
окружения; освоение социальных знаний и навыков в различных возрастных
группах учеников, которые содействуют взаимопониманию; создание системы допрофессиональной с/х
подготовки учащихся, адекватной новым условиям.
Холязинская
СОШ является экспериментальной площадкой кафедры педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО по проблеме «Проектирование самообучающейся
организации в школах различного типа»; в 2007 г. стала победителем
ПНПО; в 2007 г.
участник Всероссийского конкурса «Лучшие школы России»
|
Результат изменений
|
Главным качественным результатом изменений является:
- Создание системы деятельности школы как «Школы
полного дня», основанной на принципах личностно-ориентированного, гуманистического
и толерантного подхода к субъектам деятельности;
- Формирование культуры коммуникационной,
познавательной, проектной, творческой и социальной деятельности как
педагогического, так и ученического коллектива;
- Освоение
нового, содержательно-рефлексивного механизма управления собственной
профессиональной деятельностью и деятельностью ОУ
|
Публикации о представленном
инновационном педагогическом
опыте
|
Тошнов М.Н., Гражданинова
А.М., Хорькова Т.С. Школа полного дня //
Нижегородская инновационная школа. Типология инновационных школ: от
концептуальной идеи к образовательному проекту: сборник статей и
научно-методических материалов/ науч.редактор
Г.А.Игнатьева – Н.Новгород: ООО «Типография «Поволжье», 2007. – с. 66 - 74
|
III. Описание инновационного опыта
учебного учреждения
|
Обучение и воспитание в «Школе
полного дня» связано с потребностями сельского социума, утратившего свои
ценностные ориентации. Формирование конкурентноспособной
личности в условиях села требует направленности
образовательно-воспитательного процесса на развитие общекультурного базиса
обучающихся: учебных, коммуникативных, исследовательских и проектировочных
умений, необходимых в жизни и профессиональной деятельности. Школа в решении
сложных образовательных и воспитательных задач остается центральным звеном,
координирующим действия семьи, образовательных, социальных, культурных
объектов социума. Инновационный опыт реализуется через проекты: «Школа взаимопонимания» - реализация
данного направления заключается в создании условий для воспитания человека с
внутренней свободой и чувством ответственности и терпимости по отношению к другому
человеку. Школа полного дня, реализуя данный проект, способствует изменению
взаимоотношений «родители – дети», «ученик – ученик», «учитель – ученик»,
личностному росту и удовлетворению социальных потребностей субъектов
образовательной деятельности. «Школьный
творческий центр» - через широкие возможности дополнительного
образования, осуществляющегося во внеурочной деятельности, реализуются
потребности школьника в саморазвитии на основе его индивидуальных возможностей
и способностей. Происходит развитие индивидуальных задатков в личностные
свойства, которые своей основе становятся базой для профессионального
становления личности и ее социализации. В условиях негативного влияния социальной
среды, отсутствия поддержки со стороны семьи, школа организует
жизнедеятельность детей в образовательно-развивающей, досугово-воспитательной,
ценностно-ориентационной и оздоравливающей
деятельности. «Профессиональное
развитие сельского учителя» - определение
условий и механизмов проектирования нового (деятельностного)
содержания профессионального развития учителя и связанной с ним формы
профессиональной соорганизации педагогов,
позволяющей ответить на базовый вопрос о содержании современного профессионального
педагогического образования: «Чему необходимо учить педагога, чтобы
сформировать рефлексивные способности к саморазвитию средствами своей
профессии и умеющего создавать условия для выращивания этих способностей у
своих учеников для «увеличения скорости» качественного освоения нового. «В земле наши корни» - : повышение
внимания к вопросам трудового воспитания учащихся, подготовки их к с/х труду с учетом новейшей потребности в с/х знаниях для успешного ведения личного подсобного
хозяйства и крестьянского (фермерского) хозяйства. воспитание человека
культуры, способного стать рачительным хозяином земли, осознающим
ответственность за ее экологическое состояние, возрождающим национальные
традиции крестьянства. «Интернет-ресурсный центр школы» - процесс
компьютеризации и информатизации в школе призван удовлетворить информационные
потребности участников образовательного процесса. Школа становится
центральным звеном в формировании компьютерной грамотности учащихся,
превращения социальной среды в информационное пространство
|
IV. Экспертное заключение
|
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений
|
|
Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес
электронной почты, почтовый адрес
|
|
|