Составляющие образования:
обучение
Характеристики инновационного
опыта: образовательная среда
Информационное
представление опыта: самоактуализация личности, метод фасилитации, интеграция естественнонаучных и гуманитарных
знаний, вариативная образовательная среда, качественное статусное
образование
Составляющие образования:
воспитание
Характеристики инновационного
опыта: образовательная среда
Информационное представление
опыта: самоактуализация личности, метод фасилитации,
вариативная образовательная среда
ИНФОРМАЦИОННАЯ
КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
Приоритетного
национального проекта «Образования»
|
I. Общие
сведения
|
Ф.И.О. автора опыта
|
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом
|
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого
функционала
|
Стаж работы в должности
|
Густова Людмила Михайловна
|
МОУ Лицей Нижегородская область 606 443 г. Бор ул.
Коммунистическая, д. 11
|
директор школы
|
25 лет
|
Ларикова Галина Геннадьевна
|
МОУ Лицей Нижегородская область 606 443 г. Бор ул. Коммунистическая,
д. 11
|
заместитель директора по НМР
|
12 лет
|
Ерастова Нина Викторовна
|
МОУ Лицей Нижегородская область 606 443 г. Бор ул.
Коммунистическая, д. 11
|
заместитель директора по УВР
|
2 года
|
II. Сущностные характеристики опыта
|
Тема инновационного педагогического опыта
|
Школа самоактуализации личности
|
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения,
новые условия образовательной деятельности и др.)
|
Основным источником
инновационных изменений является противоречие между актуализирующейся тенденцией
построения человекоцентрированного образования, в основе которого лежит отношение
к учащемуся не только как к субъекту образовательного процесса, но и как к
сознательному ответственному субъекту собственного развития, и доминирующим в
обществе рационально-технократическим пониманием школы как конвейерного производства,
ориентированного на типовой результат. Новые условия образовательной
деятельности связаны с проектированием системы ситуаций развития для каждого
возрастного этапа жизни школьника, ориентированных на решение следующих
задач: самопознание; самоопределение; самореализация; саморегуляция. Эти
четыре задачи решаются личностью в пяти основных видах деятельности: сфере
познания; сфере практической деятельности; сфере игры; сфере физического развития;
сфере отношений.
|
Идея изменений (в чем
сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информа-ционных
или других технологий, в изменении содержания образования, организации
учебного или воспитательного процесса и др.)
|
Сущность ИПО заключается в организации
вариативной образовательной среды на
основе интеграция
естественнонаучных и гуманитарных знаний, которая будет способствовать
процессу самодеятельности учащихся, максимальному раскрытию творческого
потенциала каждого участника образовательного процесса как субъекта
социокультурного развития. Кредо школы – психологическое и физическое здоровье
личности, многостороннее знание, образование, ориентированное на европейские
стандарты, осуществление перехода «от человека знающего – к человеку умеющему»
(А. Зинченко), творческому, саморазвивающемуся.
|
Концепция изменений (способы, их преимущества перед
аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)
|
Концепция изменений основана на
представлении о школе как лаборатории для раскрытия уникального «Я» каждого
ребенка, описанном в работах представителей гуманистической психологии: К.
Роджерса, А. Маслоу, В. Франкла. Ведущим способом решения задачи
самоактуализации личности каждого учащегося является метод фасилитации, предполагающий
помощь, организацию и стимулирование со стороны педагога процесса
саморазвития личности учащегося. Преимущество данного метода заключается в
его эффективности для обеспечения общественно необходимого уровня образования
выпускников и преемственности образовательных программ среднего полного и
высшего профессионального образования.
Ограничения ИПО определяются необходимостью
создания психологически безопасной образовательной среды как необходимого
условия для оптимальной самореализации личности; современной образовательной
инфраструктуры как ведущего средства активизации процесса самоактуализации
личности; организационной культуры школы, ориентированной на благополучие
субъектного мира педагогов и учащихся. Трудоемкость ИПО связана с построением
системы качественного статусного образования на основе сочетание когнитивно –
центрированного содержания образовательного процесса школы с гуманистическими
технологиями.
Риски ИПО объясняются трудностями
в переходе педагогического коллектива к экспериментальному режиму, низким
уровнем мотивации не ориентированных на собственное профессиональное развитие
педагогов к инновационным изменениям, преодолением неизбежного сопротивления
новому.
|
Условия реализации изменений (включая
личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень
профессионализма)
|
Условия реализации
изменений: система взаимосвязанных видов работ: научно –
исследовательская деятельность -
получение знаний о том, как «нечто» можно сделать; проектная
деятельность – направлена на разработку инструментально – технологического
знания, как на основе научных знаний необходимо действовать, чтобы сделать
это «нечто»; образовательная деятельность, направленная на формирование у
каждого личного знания о том, что и как они должны делать, чтобы «нечто»
воплотить в практику; управленческая деятельность – соорганизация разных
видов ресурсов для воплощения нового в практической деятельности.
Школа
является региональной экспериментальной площадкой по апробации программ по
психологии 5-10 классов, автор И. В. Дубровина, по оценке эффективности
программ и материалов, разработанных Национальным Советом по экономическому
образованию (НСЭО США), по апробации учебников издательства Оксфордского
университета, экспериментальной площадкой кафедры педагогики и
андрагогики ГОУ ДПО НИРО, победителем ПНПО (2006 г.)
|
Результат изменений
|
Главным качественным результатом изменений является воплощение
в реальном образовательном процессе модели выпускника «Школы самоактуализации
личности» как гармоничной личность, живущей по принципу самодетерминации,
максимально адаптированной к динамике изменений современных социальных условий
и ориентированной на успех, т.е. прогрессивное, значимое для каждого человека
развитие, отражающее процесс его восхождения к собственной свободе. В
результате реализации инновационного проекта «Школа самоактуализации личности»
будет построена специальная организационная структура и разработан механизм
управления инновационными проектами: «Интернет – ресурсный центр», «Школа
значимых компетенций», «Урок как среда взаимодействия», «Модульная организация образовательного процесса».
|
Публикации о представленном инновационном педагогическом
опыте
|
Кузнецова М.Ю. Из опыта
преподавания культуры общения // Педагогическое обозрение. – 2001. - № 2.
|
IV. Экспертное заключение
|
Предполагаемый масштаб и формы
распространения изменений
|
Данный ИПО относится к модификационным
нововведениям и имеет прикладной уровень актуальности. В опыте предлагается
современное прочтение зарубежной гуманисьтической психологической концепции
самоактуализации личности, основные идеи которой авторы умело соединяют с
отечественными концепциями гуманистического образования. Данная интеграция
носит конструктивный характер, порождая новые системные свойства, отраженные
в инновационных проектах программы развития ОУ, Заявленная модель относится к
прикладным инновациям по ее значимости для развития теории и практики
отечественного общего среднего образования и возможна к тиражированию в городских
образовательных учреждениях любого типа при условии демократизации школьной
жизни и управления,. гуманизации отношений в системе «руководитель – учитель
– ученик – родитель», совершенствования психолого – педагогической подготовки
учителей, создания психологически безопасной толерантной среды. Существенным
требованием внедрения данной модели является сбалансированное развитие
интеллектуальной и эмоционально – нравственной сферы личности учащихся через
интеграцию обучения, воспитания, дополнительного образования в едином образовательном
процессе.
|
Ф.И.О. эксперта, его контактные
телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес
|
Тулупова Оксана Владимировна,
канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО, 603122
г. Н.Новгород, ул. Ванеева, д. 203, 8-920-25-42-122, (8312) 68-33-43, oksana_nn@yahoo.com
|
|
|
|
|
|
|