2
8
Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
Научно-методическая деятельность

МОУ Лицей Нижегородская область 606 443 г. Бор ул. Коммунистическая, д. 11

docСкачать документ «МОУ Лицей Нижегородская область 606 443 г. Бор ул. Коммунистическая, д. 11 »01607.doc60 Kb

Составляющие образования: обучение

Характеристики инновационного опыта: образовательная среда

Информационное представление опыта: самоактуализация личности, метод фасилитации, интеграция естественнонаучных и гуманитарных знаний, вариативная образовательная среда, качественное статусное образование

Составляющие образования: воспитание

Характеристики инновационного опыта: образовательная среда

Информационное представление опыта: самоактуализация личности, метод фасилитации, вариативная образовательная среда

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта «Образования»

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Густова Людмила Михайловна

 

МОУ Лицей Нижегородская область 606 443 г. Бор ул. Коммунистическая, д. 11

директор школы

25 лет

Ларикова Галина Геннадьевна

 

МОУ Лицей Нижегородская область 606 443 г. Бор ул. Коммунистическая, д. 11

заместитель директора по НМР

12 лет

Ерастова Нина Викторовна

МОУ Лицей Нижегородская область 606 443 г. Бор ул. Коммунистическая, д. 11

заместитель директора по УВР

2 года

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта

Школа самоактуализации личности

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

Основным источником инновационных изменений является противоречие между актуализирующейся тенденцией построения человекоцентрированного образования, в основе которого лежит отношение к учащемуся не только как к субъекту образовательного процесса, но и как к сознательному ответственному субъекту собственного развития, и доминирующим в обществе рационально-технократическим пониманием школы как конвейерного производства, ориентированного на типовой результат. Новые условия образовательной деятельности связаны с проектированием системы ситуаций развития для каждого возрастного этапа жизни школьника, ориентированных на решение следующих задач: самопознание; самоопределение; самореализация; саморегуляция. Эти четыре задачи решаются личностью в пяти основных видах деятельности: сфере познания; сфере практической деятельности; сфере игры; сфере физического развития; сфере отношений.

Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информа-ционных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

Сущность ИПО заключается в организации вариативной образовательной среды на основе интеграция естественнонаучных и гуманитарных знаний, которая будет способствовать процессу самодеятельности учащихся, максимальному раскрытию творческого потенциала каждого участника образовательного процесса как субъекта социокультурного развития. Кредо школы – психологическое и физическое здоровье личности, многостороннее знание, образование, ориентированное на европейские стандарты, осуществление перехода «от человека знающего – к человеку умеющему» (А. Зинченко), творческому, саморазвивающемуся.

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Концепция изменений основана на представлении о школе как лаборатории для раскрытия уникального «Я» каждого ребенка, описанном в работах представителей гуманистической психологии: К. Роджерса, А. Маслоу, В. Франкла. Ведущим способом решения задачи самоактуализации личности каждого учащегося является метод фасилитации, предполагающий помощь, организацию и стимулирование со стороны педагога процесса саморазвития личности учащегося. Преимущество данного метода заключается в его эффективности для обеспечения общественно необходимого уровня образования выпускников и преемственности образовательных программ среднего полного и высшего профессионального образования.

Ограничения ИПО определяются необходимостью создания психологически безопасной образовательной среды как необходимого условия для оптимальной самореализации личности; современной образовательной инфраструктуры как ведущего средства активизации процесса самоактуализации личности; организационной культуры школы, ориентированной на благополучие субъектного мира педагогов и учащихся. Трудоемкость ИПО связана с построением системы качественного статусного образования на основе сочетание когнитивно – центрированного содержания образовательного процесса школы с гуманистическими технологиями.

Риски ИПО объясняются трудностями в переходе педагогического коллектива к экспериментальному режиму, низким уровнем мотивации не ориентированных на собственное профессиональное развитие педагогов к инновационным изменениям, преодолением неизбежного сопротивления новому.

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Условия реализации изменений: система взаимосвязанных видов работ: научно – исследовательская деятельность -  получение знаний о том, как «нечто» можно сделать; проектная деятельность – направлена на разработку инструментально – технологического знания, как на основе научных знаний необходимо действовать, чтобы сделать это «нечто»; образовательная деятельность, направленная на формирование у каждого личного знания о том, что и как они должны делать, чтобы «нечто» воплотить в практику; управленческая деятельность – соорганизация разных видов ресурсов для воплощения нового в практической деятельности.

Школа является региональной экспериментальной площадкой по апробации программ по психологии 5-10 классов, автор И. В. Дубровина, по оценке эффективности программ и материалов, разработанных Национальным Советом по экономическому образованию (НСЭО США), по апробации учебников издательства Оксфордского университета, экспериментальной площадкой кафедры педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО, победителем ПНПО (2006 г.)

Результат изменений

Главным качественным результатом изменений является воплощение в реальном образовательном процессе модели выпускника «Школы самоактуализации личности» как гармоничной личность, живущей по принципу самодетерминации, максимально адаптированной к динамике изменений современных социальных условий и ориентированной на успех, т.е. прогрессивное, значимое для каждого человека развитие, отражающее процесс его восхождения к собственной свободе. В результате реализации инновационного проекта «Школа самоактуализации личности» будет построена специальная организационная структура и разработан механизм управления инновационными проектами: «Интернет – ресурсный центр», «Школа значимых компетенций», «Урок как среда взаимодействия», «Модульная организация образовательного процесса».

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

Кузнецова М.Ю. Из опыта преподавания культуры общения // Педагогическое обозрение. – 2001. - № 2.

IV. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

Данный ИПО относится к модификационным нововведениям и имеет прикладной уровень актуальности. В опыте предлагается современное прочтение зарубежной гуманисьтической психологической концепции самоактуализации личности, основные идеи которой авторы умело соединяют с отечественными концепциями гуманистического образования. Данная интеграция носит конструктивный характер, порождая новые системные свойства, отраженные в инновационных проектах программы развития ОУ, Заявленная модель относится к прикладным инновациям по ее значимости для развития теории и практики отечественного общего среднего образования и возможна к тиражированию в городских образовательных учреждениях любого типа при условии демократизации школьной жизни и управления,. гуманизации отношений в системе «руководитель – учитель – ученик – родитель», совершенствования психолого – педагогической подготовки учителей, создания психологически безопасной толерантной среды. Существенным требованием внедрения данной модели является сбалансированное развитие интеллектуальной и эмоционально – нравственной сферы личности учащихся через интеграцию обучения, воспитания, дополнительного образования в едином образовательном процессе.

Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

Тулупова Оксана Владимировна, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО, 603122 г. Н.Новгород, ул. Ванеева, д. 203, 8-920-25-42-122, (8312) 68-33-43, oksana_nn@yahoo.com

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph