Составляющие образования: дополнительное
образование
Характеристики инновационного
опыта: организационные формы
Информационное представление
опыта: этно-экологический центр района, этно-экологическое проектирование, педагогическая
актуализация традиционно-культурного знания, районная этно-экологическая сеть.
Составляющие образования:
обучение
Характеристики инновационного
опыта: содержание образования
Информационное представление
опыта: этно-экологический центр района, этно-экологическое проектирование, педагогическая
актуализация традиционно-культурного знания, районная этно-экологическая сеть.
Составляющие образования:
воспитание
Характеристики инновационного
опыта: методы
Информационное представление
опыта: этно-экологический центр района, этно-экологическое проектирование, педагогическая
актуализация традиционно-культурного знания, районная этно-экологическая сеть.
ИНФОРМАЦИОННАЯ
КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
Приоритетного
национального проекта «Образования»
|
I. Общие
сведения
|
Ф.И.О. автора опыта
|
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом
|
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого
функционала
|
Стаж работы в должности
|
Сысойкина
Любовь Ивановна
|
МОУ Суворовская СОШ: 607325
Нижегородская обл., Дивеевский район, с.
Суворово, улица Парковая, дом 71а
|
директор школы
|
20 лет
|
Чернецова
Татьяна Павловна
|
МОУ Суворовская СОШ: 607325
Нижегородская обл., Дивеевский район, с.
Суворово, улица Парковая, дом 71а
|
заместитель директора по УВР
|
20 лет
|
Скотникова
Елена Викторовна
|
МОУ Суворовская СОШ: 607325
Нижегородская обл., Дивеевский район, с.
Суворово, улица Парковая, дом 71а
|
учитель русского языка и литературы
|
20 лет
|
II. Сущностные характеристики опыта
|
Тема инновационного педагогического опыта
|
Проектирование «Школы этно-экологического
центра района»
|
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения,
новые условия образовательной деятельности и др.)
|
Основная идея инновационных
изменений определяется противоречием, сложившемся в социально-педагогическом
пространстве Дивеевского района и типичным для
культуры и социума современного села: необходимость интеграции
традиционно-культурного знания в современный социо-культурный
контекст села при неразработанности технологий
интеграции и педагогической актуализации традиционно-культурного знания.
Новыми условиями образовательной деятельности являются внедрение этно-экологического проектирования на всех ступенях и
видах школьного образования; модели сетевой кооперации субъектов
педагогической актуализации традиционных культур в рамках муниципальной системы
района.
Становление и формирование
данного инновационного педагогического опыта осуществляется также в контексте
проектного эксперимента, проводимого МОУ Суворовской СОШ совместно с кафедрой
педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО.
|
Идея изменений (в чем
сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информа-ционных
или других технологий, в изменении содержания образования, организации
учебного или воспитательного процесса и др.)
|
Сущность ИПО заключается в
разработке условий и функционально-деятельной структуры педагогической
актуализации традиционно-культурного знания, которая понимается как
педагогическая деятельность в форме проектно-исследовательского комплекса
направленная на грамотное изучение и преподавание всякого фольклора и различных
этнографических объектов с обязательным условием географической конкретности
изучаемой локальной традиционной культуры. Позитивный эффект данной педагогической
деятельности воплощается в раскрытии инновационного потенциала и систематической
интеграции (через повторное открытие и осознание) традиционно-культурных
представлений и технологий в социально-природный контекст и проблемное поле
конкретной территории.
|
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами
и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)
|
Концепция
изменений предполагает диссеминацию инновационной модели школьной этно-экологической сети проектных коллективов в
пространство сетевого проектного сотрудничества муниципального района
(концептуальный принцип развития районной этно-экологической
сети), осуществляемой в русле этно-экологического и
проектного подходов на основании комплекса концептуальных идей: экологичности традиционных культур, сопряженности
природного и традиционно-культурного ландшафта, современности традиционных
культур и актуальности фольклора, параллели культурного и экологического
разнообразия и пр. Применение этно-экологического
подхода определено тем, что данный подход позволяет выявлять и анализировать деятельностный, технологический аспект традиционного
знания, брать это знание не в статике простого информационного перечня, а в
функциональной динамике, картографируя и сопоставляя специфику
традиционно-культурных представлений и технологий разных сёл и деревень.
Ограничения ИПО связаны с
необходимостью научно-сервисного (психолого-педагогического и этно-экологического) сопровождения внедрения данной
модели; специального обучения проектных команд-участников сетевого
взаимодействия, педагогическая актуализация традиционных культур строго в
контексте этно-экологического подхода
(Нижегородская школа).
Трудоемкость ИПО заключается в
создании, поддержании устойчивости и динамичном развитии этно-экологической
сети.
Риски ИПО объясняются
экспериментальным статусом направления инновационного развития школы, что
определяет зону «нормативно-правового риска» при тиражировании данной модели.
|
Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные
качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)
|
Условия реализации изменений: социально экономические, обеспечивающие
наличие инфраструктуры интеграции данного ИПО в муниципальное и региональное социокультурное пространство; возрастно-
психологические, определяющие характер социальной ситуации развития и
возможность проектирования норм развития; содержательно-деятельностные, выражающиеся в
синтезе традиционно-культурного и научно-академического знания при
разработке программ гуманитарного и естественно-научного цикла в рамках национально-регионального
компонента БУП, организационно-управленческие, определяемые внедрением модели
сетевой кооперации субъектов этно-экологического
проектирования и организационно-методические,
означающие наличие программы научно-сервисного сопровождения в рамках
освоения разработок Нижегородской этно-экологической
школы и концептуальных положений психологии экологического сознания.
Исследования локальных
традиционных культур, формирование районной этно-экологической
сети на базе МОУ Суворовской СОШ начато в 1995 году, в 2006 году утверждено
на районном уровне «Положение о Суворовском этно-экологическом
центре».
|
Результат изменений
|
- Создание развивающей среды будущих сельских педагогов-инноваторов, утверждающейся на позитивном
традиционно-культурном знании населения Дивеевского
района.
- Формирование проектной этно-экологической
сети партнёрских взаимодействий образовательных и др. учреждений в пространстве
Дивеевского района.
- Формирование нового имиджа школы и усиление ее
конкурентоспособности среди сельских общеобразовательных учреждений Нижегородской
области.
- Создание, выпуск и распространение мультимедийной и
визуальной продукции (фильмы, ролики), презентирующей
новый педагогический и природо-культурный образ Дивеевского района.
- Формирование методологической, информационной основы
для этно-экологического кадастра Дивеевского района.
- Оформление и представление инновационного проектного
опыта Суворовской школы в качестве модельного для создания этно-экологических центров в других районах Нижегородской
области и регионах России.
- Информационная (визуальная, мультимедийная) поддержка
образовательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности.
- Повышение квалификации и уровня научно-методического
обеспечения профессиональной деятельности педагогов Суворовской школы и Дивеевского района в области этно-экологических
и этнокультурных технологий.
- Повышение доступности качественного образования.
- Учет
и реализация интересов основных субъектов образовательного процесса. Широкое
вовлечение учащихся в проектную учебно-исследовательскую деятельность через
освоение новых технологий.
- Возможность
удовлетворения образовательных запросов учащихся, имеющих особые
образовательные потребности.
|
Публикации о представленном инновационном педагогическом
опыте
|
1) Сысойкина
Л.И., Чернецова Т.П., Скотникова
Е.В. Школа – этно-экологический центр района // Нижегородская
инновационная школа. Типология инновационных школ: от концептуальной идеи к
образовательному проекту: сб. статей и научно-методических материалов / науч. редактор Г.А. Игнатьева – Н.Новгород: ООО
«Типография «Поволжье», 2007, - С.167-176.
2) Кирюхина Л.И., Видяева Н.В. Традиции почитания леса и воды в этно-экологической культуре села Суворово Дивеевского района Нижегородской области // Сборник
тезисов докладов участников XXI
Всероссийской открытой конференции обучающихся «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА» - М.-Непецино, 2006. – С.172-173.
3) Видяева
Н.В. Лядова Е.Ю. Микротопонимы в говоре села
Суворово Дивеевского района Нижегородской области
// XXII Всероссийская
открытая конференция обучающихся «Национальное достояние России»: сборник
тезисов докладов - М.-Непецино: изд-во Н.Ф. Бочкарёвой,
2007. – С.206-207.
|
IV. Экспертное заключение
|
Предполагаемый масштаб и формы
распространения изменений
|
Данный ИПО отличается
логичностью построения и структурно-содержательной целостностью.
Важность и необходимость заявленных
преобразований закономерно следует из достижений предыдущего этапа развития
МОУ Суворовской СОШ. Следует отметить высокий научный потенциал ИПО, определяемый
опорой на разработки Нижегородской этно-экологической школы и концептуальные положения
психологии экологического сознания (В.А. Ясвин). Создание
школы такого инновационного профиля – первый прецедент в России. Заявленная
модель возможна к тиражированию в любом регионе России в контексте концепции
системной модернизации сельской школы.
|
Ф.И.О. эксперта, его контактные
телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес
|
Доронин Дмитрий Юрьевич,
старший преподаватель кафедры педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО.
603 122 г. Н.Новгород ул. Ванеева, д. 203. 8-903-657-17-85 demetra2@mail.ru
|
|