Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
Научно-методическая деятельность
docСкачать документ «МОУ Суворовская СОШ, 607325, Нижегородская обл., Дивеевский район, с. Суворово, улица Парковая, дом 71а »01728.doc66 Kb

Составляющие образования: дополнительное образование

Характеристики инновационного опыта: организационные формы

Информационное представление опыта: этно-экологический центр района, этно-экологическое проектирование, педагогическая актуализация традиционно-культурного знания, районная этно-экологическая сеть.

Составляющие образования: обучение

Характеристики инновационного опыта: содержание образования

Информационное представление опыта: этно-экологический центр района, этно-экологическое проектирование, педагогическая актуализация традиционно-культурного знания, районная этно-экологическая сеть.

Составляющие образования: воспитание

Характеристики инновационного опыта: методы

Информационное представление опыта: этно-экологический центр района, этно-экологическое проектирование, педагогическая актуализация традиционно-культурного знания, районная этно-экологическая сеть.

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта «Образования»

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Сысойкина Любовь Ивановна

 

МОУ Суворовская СОШ: 607325 Нижегородская обл., Дивеевский район, с. Суворово, улица Парковая, дом 71а

директор школы

20 лет

Чернецова Татьяна Павловна

 

МОУ Суворовская СОШ: 607325 Нижегородская обл., Дивеевский район, с. Суворово, улица Парковая, дом 71а

заместитель директора по УВР

20 лет

Скотникова Елена Викторовна

МОУ Суворовская СОШ: 607325 Нижегородская обл., Дивеевский район, с. Суворово, улица Парковая, дом 71а

учитель русского языка и литературы

20 лет


II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта

Проектирование «Школы этно-экологического центра района»

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

Основная идея инновационных изменений определяется противоречием, сложившемся в социально-педагогическом пространстве Дивеевского района и типичным для культуры и социума современного села: необходимость интеграции традиционно-культурного знания в современный социо-культурный контекст села при неразработанности технологий интеграции и педагогической актуализации традиционно-культурного знания. Новыми условиями образовательной деятельности являются внедрение этно-экологического проектирования на всех ступенях и видах школьного образования; модели сетевой кооперации субъектов педагогической актуализации традиционных культур в рамках муниципальной системы района.

Становление и формирование данного инновационного педагогического опыта осуществляется также в контексте проектного эксперимента, проводимого МОУ Суворовской СОШ совместно с кафедрой педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО.

Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информа-ционных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

Сущность ИПО заключается в разработке условий и функционально-деятельной структуры педагогической актуализации традиционно-культурного знания, которая понимается как педагогическая деятельность в форме проектно-исследовательского комплекса направленная на грамотное изучение и преподавание всякого фольклора и различных этнографических объектов с обязательным условием географической конкретности изучаемой локальной традиционной культуры. Позитивный эффект данной педагогической деятельности воплощается в раскрытии инновационного потенциала и систематической интеграции (через повторное открытие и осознание) традиционно-культурных представлений и технологий в социально-природный контекст и проблемное поле конкретной территории.

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Концепция изменений предполагает диссеминацию инновационной модели школьной этно-экологической сети проектных коллективов в пространство сетевого проектного сотрудничества муниципального района (концептуальный принцип развития районной этно-экологической сети), осуществляемой в русле этно-экологического и проектного подходов на основании комплекса концептуальных идей: экологичности традиционных культур, сопряженности природного и традиционно-культурного ландшафта, современности традиционных культур и актуальности фольклора, параллели культурного и экологического разнообразия и пр. Применение этно-экологического подхода определено тем, что данный подход позволяет выявлять и анализировать деятельностный, технологический аспект традиционного знания, брать это знание не в статике простого информационного перечня, а в функциональной динамике, картографируя и сопоставляя специфику традиционно-культурных представлений и технологий разных сёл и деревень.

Ограничения ИПО связаны с необходимостью научно-сервисного (психолого-педагогического и этно-экологического) сопровождения внедрения данной модели; специального обучения проектных команд-участников сетевого взаимодействия, педагогическая актуализация традиционных культур строго в контексте этно-экологического подхода (Нижегородская школа).

Трудоемкость ИПО заключается в создании, поддержании устойчивости и динамичном развитии этно-экологической сети.

Риски ИПО объясняются экспериментальным статусом направления инновационного развития школы, что определяет зону «нормативно-правового риска» при тиражировании данной модели.

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Условия реализации изменений: социально экономические, обеспечивающие наличие инфраструктуры интеграции данного ИПО в муниципальное и региональное социокультурное пространство; возрастно- психологические, определяющие характер социальной ситуации развития и возможность проектирования норм развития; содержательно-деятельностные, выражающиеся в синтезе традиционно-культурного и научно-академического знания при разработке программ гуманитарного и естественно-научного цикла в рамках национально-регионального компонента БУП, организационно-управленческие, определяемые внедрением модели сетевой кооперации субъектов этно-экологического проектирования и организационно-методические, означающие наличие программы научно-сервисного сопровождения в рамках освоения разработок Нижегородской этно-экологической школы и концептуальных положений психологии экологического сознания.

Исследования локальных традиционных культур, формирование районной этно-экологической сети на базе МОУ Суворовской СОШ начато в 1995 году, в 2006 году утверждено на районном уровне «Положение о Суворовском этно-экологическом центре».

Результат изменений

  • Создание развивающей среды будущих сельских педагогов-инноваторов, утверждающейся на позитивном традиционно-культурном знании населения Дивеевского района.
  • Формирование проектной этно-экологической сети партнёрских взаимодействий образовательных и др. учреждений в пространстве Дивеевского района.
  • Формирование нового имиджа школы и усиление ее конкурентоспособности среди сельских общеобразовательных учреждений Нижегородской области.
  • Создание, выпуск и распространение мультимедийной и визуальной продукции (фильмы, ролики), презентирующей новый педагогический и природо-культурный образ Дивеевского района.
  • Формирование методологической, информационной основы для этно-экологического кадастра Дивеевского района.
  • Оформление и представление инновационного проектного опыта Суворовской школы в качестве модельного для создания этно-экологических центров в других районах Нижегородской области и регионах России.
  • Информационная (визуальная, мультимедийная) поддержка образовательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности.
  • Повышение квалификации и уровня научно-методического обеспечения профессиональной деятельности педагогов Суворовской школы и Дивеевского района в области этно-экологических и этнокультурных технологий.
  • Повышение доступности качественного образования.
  • Учет и реализация интересов основных субъектов образовательного процесса. Широкое вовлечение учащихся в проектную учебно-исследовательскую деятельность через освоение новых технологий.
  • Возможность удовлетворения образовательных запросов учащихся, имеющих особые образовательные потребности.

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

1) Сысойкина Л.И., Чернецова Т.П., Скотникова Е.В. Школа – этно-экологический центр района // Нижегородская инновационная школа. Типология инновационных школ: от концептуальной идеи к образовательному проекту: сб. статей и научно-методических материалов / науч. редактор Г.А. Игнатьева – Н.Новгород: ООО «Типография «Поволжье», 2007, - С.167-176.

2) Кирюхина Л.И., Видяева Н.В. Традиции почитания леса и воды в этно-экологической культуре села Суворово Дивеевского района Нижегородской области // Сборник тезисов докладов участников XXI Всероссийской открытой конференции обучающихся «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА» - М.-Непецино, 2006. – С.172-173.

3) Видяева Н.В. Лядова Е.Ю. Микротопонимы в говоре села Суворово Дивеевского района Нижегородской области // XXII Всероссийская открытая конференция обучающихся «Национальное достояние России»: сборник тезисов докладов - М.-Непецино: изд-во Н.Ф. Бочкарёвой, 2007. – С.206-207.

IV. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

Данный ИПО отличается логичностью построения и структурно-содержательной целостностью. Важность  и необходимость заявленных преобразований закономерно следует из достижений предыдущего этапа развития МОУ Суворовской СОШ. Следует отметить высокий научный потенциал ИПО, определяемый опорой на разработки Нижегородской этно-экологической школы и концептуальные положения психологии экологического сознания (В.А. Ясвин). Создание школы такого инновационного профиля – первый прецедент в России. Заявленная модель возможна к тиражированию в любом регионе России в контексте концепции системной модернизации сельской школы.

Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

Доронин Дмитрий Юрьевич, старший преподаватель кафедры педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО. 603 122 г. Н.Новгород ул. Ванеева, д. 203. 8-903-657-17-85 demetra2@mail.ru

 

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph