Приложение
1
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»
|
I. Общие сведения
|
Ф.И.О. автора опыта
|
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом
|
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого
функционала
|
Стаж работы в должности
|
Терентьева Надежда Юрьевна,
Воскресенская Людмила Вадимовна, Юрьева Ольга Владимировна, Киселева Татьяна
Борисовна, Котова Наталья Сергеевна, Шитова Ольга Константиновна
|
МОУ СОШ №9 с углубленным изучением
отдельных предметов г. Павлово,
Нижегородская область, г. Павлово ул.
Коммунистическая д.71, индекс 606103
|
Директор школы,
заместитель директора по НЭР
заместитель директора по УВР,
заместитель директора по УВР, заместитель директора по УВР, заместитель
директора по ВР.
|
9 лет,
5 лет,
8 лет,
19 год,
11 лет,
9 лет
|
|
II.Сущностные характеристики опыта*
|
1. Тема
инновационного педагогического опыта (ИПО)
|
Проектирование «Школы разноуровневого образования»
|
2. Источник
изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия
образовательной деятельности, др.)
|
Анализ современного состояния образовательной системы школы
позволил определить ее основные конкурентные преимущества:
· значительный авторитет школы в окружающем социуме и среди
образовательных учреждений г. Павлова и Павловского района;
· системная работа по совершенствованию нормативно-правовой базы
по данной проблеме, имеются
определённые результаты по осознанию всеми участниками УВП;
· квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на
работу общеобразовательного учреждения;
· значительное количество педагогов, стремящихся к саморазвитию;
· система работы с родителями, поддержка ими инновационных
процессов в школе;
· развитие ученического самоуправления;
· система и координация деятельности всех структур
образовательного учреждения;
· соблюдение прав и свобод участников образовательного процесса;
· в процессе положительного создания находится модель
разноуровнего образования;
-
Вместе с тем анализ
внутренних факторов позволяет выявить и недостатки в работе коллектива и их
причины:
· противоречие между:
- использованием традиционных методов и приемов работы с
обучающимися и индивидуальным уровнем усвоения материала каждым учеником;
- высокой информатизацией образовательной среды и недостаточной подготовленностью
педагогических кадров к работе в данных условиях;
· неумение или нежелание некоторых педагогов видеть обучающихся
и родителей равноправными участниками образовательного процесса, осуществлять
индивидуальный и дифференцированный подход к ним;
· преобладание количественной системы оценивания, отсутствие ее
сопряжения с качественной оценкой и самооценкой достижений школьников;
· снижение уровня здоровья обучающихся;
· не достаточна работа по выявлению одаренности обучающихся;
· не достаточна организация ресурсного обеспечения, позволяющего
рассчитывать на успешность;
· недостаточно развита потребность у обучающихся и педагогов в
самореализации своих способностей и возможностей;
· недостаточно условий для организации исследовательской
деятельности и социально-ориентированных видов деятельности обучающихся
ориентированных на развитие школы разноуровнего образования.
|
3.Идея изменений
(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно- информационных
или других технологий, в изменении содержания образования, организации
учебного или воспитательного процесса, др.)
|
Одним
из инновационных преобразований в
школе являются проекты Программы развития.
Концептуальный проект: «Дети в школу собирайтесь!»
Идея состоит в обеспечении эмоционального благополучия ребенка
в образовательном процессе. Психологическое здоровье ребенка.
Цель: способствовать индивидуальному профилю развития ребенка
на основе создания благоприятных условий.
Концептуальный проект: «Здоровье школьника»
Идея состоит в
организации обучения школьников без ущерба для их здоровья.
Цель в формировании здоровьесберегающего пространства школы.
Концептуальный проект: «Уникум»
Идея в переходе системы педагогического содействия развитию
одаренности из режима управления в режим самоуправления.
Цель в развитии способности одаренных детей к включению в
любую научно-проектную деятельность в зависимости от реальных потребностей
социума, страны и самой личности.
Концептуальный проект: «Мы управляем карьерой!»
Если Вы хотите стать успешным завтра, то первый шаг к этому
нужно сделать уже сегодня!
Цель в создании условий для образования старшеклассников в
соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении
продолжения образования.
Концептуальный проект: «Лингво – социальное развитие учащихся
2-11!»
Идея в стратегии формирования социокультурной компетенции в
рамках общей иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся начального,
среднего и старшего звена. Цель в
разработке и внедрении нового подхода к профессиональному развитию учителей,
основанного на проектной методике; повышение мотивации к изучению школьниками
иностранного языка как инструмента межкультурной коммуникации.
Концептуальный проект: «Социальная адаптация выпускников»
Идея состоит в
формировании готовности выпускников общеобразовательных классов школы
к рациональному поведению в экономически -
правовой среде.
Проект
«Стать настоящим Человеком!»
Основные виды деятельности, субъектами и участниками которых
становятся дети и взрослые, направлены на актуализацию и поддержку
самовыражения учащихся и педагогов, на преемственность в воспитании.
Учителя имеют
возможность для самовыражения в
профессиональной сфере посредством участия:
в воспитательной деятельности
(использование нестандартных форм и способов подготовки и
проведения внеклассных мероприятий, разработка новых технологий и способов
работы классного руководителя, организация кружковой, секционной и клубной
деятельности);
в управленческой деятельности
(руководство методическим объединением, творческой группой педагогов, педагогическим и ученическим
коллективами)
Учащимся
создаются условия для самовыражения в познавательной, коммуникативной,
трудовой, игровой, эстетической деятельности, занятиях физической культурой и
спортом. В соответствии с их возрастными особенностями на каждой ступени
обучения определена своя тема:
Предшкольная подготовка «Я расту»
·
Первая ступень: – «Я и
окружающий мир»
«Я и мой край»
·
Вторая ступень: «Я и мы»
«Я и моя семья»
«Я в мире культуры»
«Я и мой духовный мир»
-
Третья ступень: «Я – человек, но какой?»
«Я и моя профессия»
«Я и мое будущее»
|
3.Концепция
изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения,
трудоемкость, риски)
|
Создание условий для эффективного развития новой модели школы
выбора разноуровневого образования как
школы самоопределения личности.
Под разноуровневым образованием школа понимает право учащегося и его семьи
на выбор, в зависимости от желания и возможностей, получения образования на
базовом, углублённом или профильном уровнях[1].
Способы реализации:
1. Создать условия и разработать механизмы перехода к новой
модели школы выбора разноуровнего образования как школы самоопределения
личности.
-
Организация условий –
внутренней и внешней дифференциации, для реализации личных способностей
учащихся по отдельным предметам;
-
Избежание усредненности
всего процесса обучения, индивидуализация учебного процесса для каждого
ученика школы с учетом его способностей и особенностей нет - ориентации на среднего ученика;
-
Приоритет усилий на
овладение знаниями, умениями, навыками, что ведет к повышению
интеллектуального и творческого развития учащихся.
2. Обеспечить получение основного и общего (полного) среднего
образования каждому ученику на максимально возможном и качественном уровне в
соответствии с индивидуальными возможностями личности.
3. Создать единое информационное пространство образовательного
учреждения, достичь высокого уровня информированности и информационной
грамотности всех участников педагогического процесса
4. Укрепить ресурсную базу
школы с целью обеспечения её эффективного развития.
5. Создать условия для развития инновационной деятельности
образовательного учреждения.
6. Создать условия для сохранения и развития здоровья, учащихся и
обеспечить психологический комфорт для всех участников образовательного
процесса;
7. Обеспечить научно – методическое сопровождение педагогов в
области знаний учебного предмета и смежных дисциплин;
8. Совершенствовать технологии обучения с учетом знания
психолого-физиологических особенностей учащихся;
9. Развить воспитательный потенциал с использованием традиций,
современного опыта и инноваций.
Риски объясняются экспериментальным статусом направления
инновационного развития школы, трудностью соорганизации людей, фактически
выделяющейся в самостоятельный, достаточно сложный и ответственный участок
работы.
|
4.Условия
реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и
достигнутый им уровень профессионализма)
|
Состояние
здоровья обучающихся, здоровьесберегающий потенциал;
актуальность
содержания образования для современного человека;
технологичность
программы развития;
полнота
реализации программы развития;
наличие
подготовленных и мотивированных педагогических кадров, технологии совместной
работы;
эмоциональное
состояние педагогического коллектива
|
5.Результат изменений
|
·
создание модели
разноуровнего образования школьника через установление равного доступа к
максимально возможному образованию разным категориям обучающихся в
соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и
потребностями;
·
дифференцирование
содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями
построения индивидуальных образовательных программ;
·
создание значимых для решения
профориентационных задач механизмов социального партнерства;
·
создание единой системы
образования обучающегося в течение всего периода обучения, в рамках которой
ученик может осуществлять выбор образовательных траекторий в соответствии с
его индивидуальными потребностями, потребностями рынка труда, перспективами
развития производства и общества;
·
создание условий и
разработка механизмов перехода к новой модели школы выбора разноуровнего
образования как школы самоопределения личности;
·
создание единого
информационного пространство образовательного учреждения, достижение высокого
уровня информированности и информационной грамотности всех участников
педагогического процесса;
·
организация условий –
внутренней и внешней дифференциации, для реализации личных способностей учащихся
по отдельным предметам;
·
избежание усредненности
всего процесса обучения, индивидуализация учебного процесса для каждого
ученика школы с учетом его способностей и особенностей нет - ориентации на среднего ученика;
·
создание единого
информационного пространства образовательного учреждения, достижение высокого
уровня информированности и информационной грамотности всех участников
педагогического процесса;
#
укрепление ресурсной базы школы с целью
обеспечения её эффективного развития;
#
создание условий для развития
инновационной деятельности образовательного учреждения;
#
создание условий для
сохранения и развития здоровья учащихся и обеспечение психологического
комфорта для всех участников образовательного процесса;
#
обеспечение научно –
методического сопровождения педагогов в области знаний учебного предмета и
смежных дисциплин;
#
развитие
воспитательного потенциала с использованием традиций, современного опыта и
инноваций;
#
создание школы
самоопределения личности.
|
6. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте
|
«Типология
инновационных школ: от концептуальной идеи к образовательному проекту» Н.
Новгород 2007, институт развития образования
|
|
|
|
|
|
*Общий объем описания сущностных характеристик (пп. 1-6) - до
1800 зн.
III. Описание
инновационного опыта учителя**
|
Школа №9
реализует концепцию обучения информатике и личностно-ориентированного
обучения с целью формирования личности ученика, готового к восприятию
постиндустриального общества.
Средняя школа
№9 одна из первых (1985 г.)
в районе и области начала работать по программе информатизации образования.
Включение в 1991 г.
школы в проект «Пилотные школы» и оснащение её компьютерами IBM PS/2
позволило решать задачи внедрения НИТ в учебный процесс.
Благодаря
участию в проекте «Пилотные школы» преподавание информатики началось с 8
класса в лицейских классах (тогда школа имела статус школа - лицей), а с 1992
года - с первого класса. Школа №9 становится опорной в городе по данному
направлению. 1992/93 учебный год - начало внедрения сквозного курса по информатике
с 1 по 11 класс для лицейских классов, классов с углубленным изучением
отдельных предметов.
В 1993 году
приобретается новый компьютер типа IBM PC/386 и модем, школа начинает новый
виток информационного процесса с февраля 1994 года - через участие в программе
Национального географического общества США «Детские компьютерные сети». Связь
с руководителями и участниками программы осуществлялась через коммерческую
сеть «Sprint».
В 1995 году с
целью использования телекоммуникаций для административной работы школы
осуществили подключение компьютера школы к сети Relarn-IP через сервер
sci-nnov (провайдер «Sandy» г. Нижний Новгород).
С появлением
новой операционной системы Windows школа поставила перед собой задачу
обновления компьютерного парка. В 1997 году приобретается компьютер с
процессором Pentium 166 с целью модернизации телекоммуникационного сообщения
и подключения к сети Internet. С сентября 1997 года связь с Национальным
географическим обществом США осуществляется уже через сеть Internet благодаря
осуществлению непосредственной связи с менеджером программы и получения
нового программного обеспечения напрямую из США. В том году только одна наша
школа из России участвовала в проекте. В 1998 году школа получает по линии
администрации города 10 компьютеров с процессором Pentium 233.
Организуется
творческая группа учителей информатики района по проблеме внедрения новой
компьютерной техники в учебный процесс. Учителя школы проводят ежемесячно
открытые уроки и занятия. На базе школы № 9 были организованы курсы для
учителей информатики по обучению работе с новым программным обеспечением.
С 1995 года в
школе действует программа информатизации образования - результат
экспериментальной работы. В течение двух лет с 1995 по 1997 годы школа
являлась региональной экспериментальной площадкой; с 1997 по 2000 годы -
экспериментальной площадкой НИРО по информатизации образования.
С 1993 по 1999 г.г. в лицейских, а
потом в классах с углубленным изучением математики и профильных классах
велось преподавание предмета «Основы инженерной компьютерной графики» на
основе чертежно-конструкторского редактора «Компас-График». С 1999 года -
«Компьютерная графика» с использованием программ «Компас 3D» и «AutoCad».
На протяжении
трех лет (1999/2002 г.г.) школа № 9 являлась районной экспериментальной
площадкой по применению информационных технологий и телекоммуникаций в
учебном процессе, а в течение двух лет (2003/2004 г.г.) - «Internet
технологии в образовательном процессе».
Фундаментальные
знания, полученные в областях, связанных с информатикой, позволяют учащимся
добиваться хороших результатов на районных олимпиадах по программированию,
информационным технологиям, компьютерной графике: с 1995-2006 г.г. - Дипломы I
степени - 10, II степени - 16, III степени - 16, поощрения - 15. Призеры -57
человек, из них получили дипломы 42 человека. Четверо из них были участниками
областных олимпиад 1995, 1999, 2003, 2006 г.г.
Учащиеся школы
были участниками в конкурсе сочинений, стихотворений, эссе, рисунков,
посвященном 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина, организованном НИРО по
Internet.
Учителя школы
участники и победители районных и областных конкурсов, связанных с
информатизацией образования и новых технологий обучения. Учитель информатики
Гуляева Т. В. -дипломант Всероссийского конкурса компьютерных проектов
«Символика России», учитель истории Нефедова Н. Н. - дипломант областного
конкурса компьютерных предметных презентаций по программе «Обучение для
будущего», учитель информатики Воскресенская Л. В. и четверо старшеклассников
школы - дипломанты (II степень) областного конкурса «Internet каникулы»,
который был посвящен 60-летию великой Победы. Двое учителей информатики
являются дипломантами (II и III степень) областного конкурса «Международные
компьютерные права».
Преподаватели
школы постоянно используют компьютерные и информационные технологии для
открытых уроков, классных часов и самопрезентаций. В школе имеется своя
медиатека компьютерных разработок учителей школы.
Учащиеся -
являются лидерами олимпиад и конкурсов в городе и районе. Ученики классов технического
профиля в аттестате о среднем (полном) общем образовании имеют такие предметы
как: «информатика и ИКТ», «информационные технологии», «компьютерная
графика».
На базе школы
работают две творческие группы учителей города и Павловского района: «Особенности
предмета информатика в начальной школе», «Компьютерная и инженерная графика».
Особое
внимание сегодня уделяется будущей профилизации школы. Два года на базе школы
работала районная экспериментальная площадка «Сетевая модель предпрофильной
подготовки учащихся». Среди курсов по предпрофильной подготовке обучающиеся
9-х классов школ города посещали предпрофильные элективные занятия по
«Компьютерному дизайну» и «Основам WEB конструирования». Преподаватели
информатики работают над новыми элективами для профильных классов: «Основы 1С
бухгалтерии», «Основы 3D моделирования».
С 1991 года школа участвует в экспериментальной работе районного и
областного уровня.
Областные экспериментальные площадки и проекты:
-использование технологии развивающего обучения Л.В. Занкова (1991
год), В.В. Давыдова (1992 год),
-апробация учебников Оксфордского Университета в условиях Российской
школы (2000 год).
Международные проекты:
-«Динамо», организованный Центральным бюро образовательных визитов и
обменов Великобритании и Российской Академии, Институтом проблем информатики,
-апробация учебников экономики И.В.
Липсица по линии фонда Сороса,
В 1994 году лицейские классы перешли на изучение английского
языка по учебникам Chatterbox, Proqect, Headway.
Три учителя английского языка прошли стажировку в Англии, участвовали в
международных конференциях и семинарах. Два учителя - финалистки российско-американского
конкурса преподавателей английского языка и страноведения.
Школа заключила договора о сотрудничестве с ННГУ им. Н.И. Лобачевского,
НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, НГТУ,
фирмой «1С». МОУ СОШ № 9
единственная школа в районе, в которой преподаётся элективный курс «1С»
Бухгалтерия, для изучения которого закуплена лицензионная программа и в
данный момент школа обладает всеми правами дилера. Результатом постоянного
сотрудничества ННГУ и школы стала действующая и эффективная система непрерывного
образования: от профильной подготовки и профессиональной ориентации
школьников к среднему и высшему профессиональному образованию; реализуется
программа «Одарённые дети».
В сотрудничестве с НГТУ школа разработала и успешно применяет
образовательные программы профильного физико-математического обучения.
По инициативе школы в 2005 году был создан Совет по преемственности с
целью управления процессами разностороннего сотрудничества детских садов
микрорайона со школой.
Команда школы «9-ая Стрит» являлась активной участницей Павловской
городской лиги КВН на протяжении трёх лет. В 2004 году команда заняла второе
место, играя наравне с ВУЗами, заводами и техникумом.
В 2007 году школа прошла конкурсный отбор общеобразовательных
учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, и вошла в
число лучших школ, удостоенных премии.
|
IY.Экспертное
заключение
|
Предполагаемый
масштаб и формы распространения изменений
|
Данный ИПО отличается
логичностью построения и структурно-содержательной целостностью. Важность и
необходимость заявленных преобразований закономерно следует из анализа
внутренней и внешней среды образовательного учреждения. Необходимо ответить
высокий научный потенциал ИПО. Заявленная модель возможна к тиражированию в
любом регионе России в контексте концепции
системной модернизации школы в малом городе.
|
Фамилия,
имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты,
почтовый адрес
|
Управление
образования администрации Павловского района, тел. (8371) 2 15 94, uopr@mail.nnov.ru ,
Нижегородская обл., г. Павлово, ул. Ленина, 24, индекс 606100
|
[1] «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования»,
Е. С. Полат Москва 2000
|