Инновационный
педагогический опыт на стадии внедрения новшества: информационные карты школ и
педагогов этих школ – победителей ПНПО:№ 85 Н.Новгород
ИНФОРМАЦИОННАЯ
КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
Приоритетного
национального проекта «Образования»
МОУ СОШ с углубленным
изучением отдельных предметов № 85 г. Нижний Новгород
|
|
Тема инновационного педагогического опыта
|
Проектирование
«Школы позиционного самоопределения»
|
|
Источник изменений
|
Основная идея
инновационных изменений определяется противоречием между формирующейся
направленностью педагогической системы школы на становление и развитие
учащихся в образовательном процессе как субъектов собственной деятельности,
способных к свободному и ответственному жизненному самоопределению, и
несовершенной системой проектирования пространства многообразных
деятельностей.. Новыми условиями образовательной деятельности являются глубокая
дифференциация школьного образования на основе введения особых деятельностей:
проектирования, конструирования, программирования, планирования; создание
особых форм детско-взрослых объединений – позиционных (со-бытийных)
общностей, которые складываются на основе общих ценностей и смыслов их участников.
|
|
Идея изменений
(в чем сущность ИПО)
|
Сущность ИПО
заключается во всестороннем использовании ресурсов сферы образования для
решения специфических для каждой ступени образования задач развития человека
в пространстве образования, становления его как субъекта собственной
жизнедеятельности. Единицей проектирования и пространством организации образовательной
деятельности выступает ступень образования – как пространство развития
базовых способностей растущего человека «здесь и теперь». Структурообразующим
элементом образовательного пространства «Школы позиционного самоопределения» является система образовательных
(развивающих) ситуаций в рамках определенного возрастного интервала
(образовательной ступени). Цель
преобразований: создание целокупности множества форм обучения и
воспитания, социализации и взросления подрастающего поколения как важнейших условий
становления и развития сущностных сил человека – способного к самообразованию,
а тем самым и к саморазвитию.
|
|
Концепция изменений
|
Концепция изменений предполагает согласование в рамках
образовательной программы школы четырех типов процесса образования:
взросление, инкультурация, учение, социализация, существующих как
самостоятельные, независимые формы человеческой жизнедеятельности с четырьмя
типами образовательных процессов: выращивание, формирование, обучение,
воспитание, имеющих культурную заданность. Превращение спонтанного
процесса образования в ценностно - и смысло-определенный образовательный
процесс совершается на основе специальной, целенаправленной,
проектно-конструкторской деятельности педагога сообразной и соотнесенной с
адекватной деятельностью ребенка, что позволяет сформировать у него определенную
ценностную позицию Субъекта, Автора, Инициатора собственной жизни.
Ограничения ИПО
определяются тем, что в условиях конкуренции
образовательных идей вопрос о преемственности содержания, форм, методов
школьного образования как вопрос о расширении сферы самостоятельности учащихся: от учебной
самостоятельности к свободному и ответственному жизненному самоопределению, может
решаться только на основе консолидации педагогического сообщества вокруг инновационной
идеи, диалога с органами управления образованием, целенаправленной работы с
возможными социальными партнерами на принципах кооперации и сотрудничества. Трудоемкость ИПО связана с проектированием содержания, форм и
способов организации образовательного процесса в рамках конкретных
образовательных ступеней как факторов развития личности, способной к
стремительному, гибкому изменению способов своей жизнедеятельности. Технология
позиционного самоопределения раскрывается через разработку и реализацию
инновационных педагогических проектов: «Школа становления позиционности» -
организация базового начального развивающего образования (1-5 класс); «Школа
личностной позиции подростка» - создание возможностей для конструирования
подростками авторских форм общественно-значимой
деятельности; «Школа активной социальной позиции» - построение модели внутришкольной
организации обучения на этапе старшей школы на основе индивидуальных учебных
планов; «Школа профессиональной
позиции» - организация проектного
эксперимента по теме «Проектирование самообучающейся организации»,
направленного на развитие позиционности, рефлексивности и креативности
педагога и становление его как профессионала-эксперта.
Риски ИПО
объясняются экспериментальным статусом направления инновационного развития
школы, трудностью соорганизации людей при распределенной, полицентристской
системе управления, фактически выделяющейся в самостоятельный, достаточно
сложный и ответственный участок работы
|
|
Условия реализации изменений
|
Условия реализации изменений: общесистемные
условия - задают норму функционирования образовательной системы школы в целом,
т.е. позволяют дооформить и нормировать деятельность школы с органами
управления и социальными партнерами разного уровня (обеспечить ее нормальное
функционирование); внутрисистемные условия - определяют уровень и качество
функционирования системы, позволяет неограниченно совершенствовать функционирование школы; вне (меж-)-системные условия - определяют
ресурсы развития системы, отвечают за преобразование
самого типа функционирования школы и осуществление шага ее дальнейшего
развития. Инновационные изменения требуют выхода за рамки отраслевого
принципа соорганизации образовательных и социокультурных программ, сети
учреждений и структур управления.
Программа развития школы предполагает увеличение числа
управленческих позиций - управление становится многофокусным. Соответственно,
базовым механизмом управления развитием становится со-организация
управленческих позиций разных субъектов образовательной и социокультурной
сферы региона
Школа более 10
лет работает по программам развивающего обучения системы Д.Б. Эльконина –
В.В. Давыдова, является победителем ПНПО (2006 г.). В настоящее время школа, являясь участником областного проектного
эксперимента, успешно решает проблему перехода учащихся, оканчивающих
начальную школу по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, в основную школу.
|
|
Результат изменений
|
Главный результат
изменений - становление субъекта собственной деятельности, заинтересованного
в непрерывном самопреобразовании и готового нести ответственность за
собственное благополучие и благополучие своей страны. Целостность
позиционного самоопределения определяется следующей совокупностью: самоопределение
субъектов учебной деятельности (начальная и подростковая школа); самоопределение
субъектов учебно-профессиональной деятельности (старшеклассник-выпускник); самоопределение
субъектов педагогической деятельности (педагоги); самоопределение субъектов
образовательной и социокультурной сферы (родители, социальные партнеры и
т.д.) и осуществляется через реализацию ученических, социальных и
образовательных проектов.
|
|
Публикации о представленном инновационном
педагогическом опыте
|
1) Ермакова Т.В.,
Левина О.Е., Матвеева Л.В., Мацкевич Т.Н. Инновационный проект «Школа позиционного
самоопределения». Программа развития МОУ СОШ № 85 с углубленным изучением
отдельных предметов г. Н. Новгорода – Н.Новгород: Изд-во «Нижегородский
гуманитарный центр», 2007. – 44 с.
2) Ермакова Т.В.,
Иванова В.А., Левина О.Е., Матвеева Л.В. Школа позиционного самоопределения
// Нижегородская инновационная школа. Типология инновационных школ: от
концептуальной идеи к образовательному проекту: сб. статей и
научно-методических материалов / науч. редактор Г.А. Игнатьева – Н.Новгород:
ООО «Типография «Поволжье», 2007. – С. 156 – 167.
|
|
Экспертное заключение
|
|
Предполагаемый
масштаб и формы распространения изменений
|
Данный ИПО имеет
общедидактический уровень теоретической и практической значимости. Высокий
научный потенциал ИПО, опора на крупнейшую отечественную
психолого-педагогическую школу теории развивающего образования позволяет
оценить его как методологический, расширяющий известные теоретические и
практические положения данной теории и открывающий новый способ позиционного
самоопределения субъектов образовательной деятельности в динамично
изменяющихся социокультурных условиях. Заявленная модель возможна к
тиражированию в образовательных учреждениях повышенного уровня образования (с
углубленным изучением отдельных предметов, лицеях, гимназиях), работающих по
программам развивающего обучения. Данная инновационная модель может быть
эффективна только в условиях выращивания в ОУ профессионально –
педагогического сообщества инноваторов, объединенных идеей позиционного
самоопределения
|
|
ИНФОРМАЦИОННАЯ
КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
Приоритетного
национального проекта «Образования»
Иванова Вера Александровна,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 85 с углубленным
изучением отдельных предметов, г. Н. Новгород
|
|
Тема инновационного педагогического опыта
|
Технология
проектирования позиционного самоопределения старшеклассников в процессе
преподавания русского языка и литературы.
|
|
Источник изменений
|
Источник
изменений - противоречие между новыми нормами развития и саморазвития
старшеклассников, ориентирующими их на свободное и ответственное жизненное
самоопределение и недостаточной разработанностью механизмов и условий
проектирования позиционного самоопределения в методике преподавания русского
языка и литературы. Актуальность изменений продиктована потребностью
государства, общества, семьи в программах развивающего образования
повышенного уровня, которые муниципальная средняя общеобразовательная школа с
углубленным изучением отдельных предметов № 85 г. Н.Новгорода успешно реализует более 10 лет. Становление и
формирование данного инновационного педагогического опыта осуществляется в
контексте проектного эксперимента, осуществляемого МОУ СОШ с углубленным
изучением отдельных предметов № 85 г. Н. Новгорода
совместно с кафедрой педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО.
|
|
Идея изменений
(сущность ИПО)
|
Сущность ИПО
заключается в разработке условий ситуационно-позиционного обучения, которые
включают следующие типы ситуаций учения-обучения: ситуация актуализации и
проблематизации; ситуация концептуализации; ситуация моделирования; ситуация
ученической рефлексии. Методическим средством реализации
ситуационно-позиционного обучения в процессе преподавания русского языка и
литературы является создание диалоговой развивающей дидактико-коммуникативной
среды обеспечить расширение сферы самостоятельности учащихся – от учебной
самостоятельности к свободному и ответственному жизненному самоопределению.
|
|
Концепция изменений (способы, их
преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)
|
Концепция
изменений предполагает создание новой методики преподавания русского языка и
литературы в старших классах, основанной на принципах
ситуационно-позиционного обучения и являющейся составной частью дидактика
развивающего обучения. Трудоемкость ИПО раскрывается через построение системы
педагогических задач: разработка авторской образовательной программы,
построение системы ситуаций учения-обучения; проектирование уроков
диалогового типа; разработка системы образовательной диагностики эффекта
позиционного самоопределения старшеклассников и т.п. Данная методика является
экспериментальной и возможна к тиражированию в ОУ, работающих по программам
развивающего образования при условии прохождения учителем переподготовки в
объеме не менее 216 часов. Данная методика может быть эффективна только в
условиях выращивания в ОУ профессионально – педагогического сообщества
инноваторов, объединенных идеей позиционного самоопределения
|
|
Условия реализации изменений
|
Технология
обучения в сотрудничестве, ситуационно-позиционное обучение,
информационно-коммуникативные технологии, метод проектов, приемы театрализации.
Иванова В.А. –
опытный классный руководитель, строит отношения с учащимися на
субъект-субъектной основе, создает высокую мотивацию обучения; является
руководителем школьного методического объединения учителей русского языка и
литературы; имеет сертифицированную авторскую программу элективного курса по
литературе «Литературное краеведение в школе»; призер регионального тура
авторских материалов и методических разработок, организованного редакцией
журнала «Практика административной работы в школе»; победитель ПНПО (2006 г.); лауреат конкурса «Учитель года Нижегородской области – 2007».
|
|
Результат изменений
|
Внешняя
результативность ИПО: 1) за последние пять лет 46
учеников стали призерами районных и 10 – областных предметных олимпиад, 2
ученика стали участниками Всероссийской олимпиады по литературе; 2) за период
2002-2007 гг. 27 учеников стали призерами районной и 13 – городской
конференции НОУ; 3) за тот же период 39 учеников стали победителями районных
и 11 – городских (областных) конкурсов сочинений; 4) процент учащихся,
выбравших профессиональное обучение в ВУЗах гуманитарного профиля выросло с
44 % в 2001-2002 уч. году до 52,5% в 2004-2005 уч. году.
Внутренняя
результативность ИПО: 1) на основании
контент-анализа продуктов деятельности учащихся констатировано наличие
следующих изменений: от позиции внешнего наблюдателя к позиции внутренней
ответственности за собственные поступки; от отрицательной личностной
самооценки к положительной; от позиции индивидуализма в отношениях с
окружающим миром к позиции сотрудничества; 2) применение метода включенного
наблюдения позволило установить позитивную динамику: развития коммуникативных
умений учащихся, способности к эмпатии, сформированности навыков рефлексии,
креативности
|
|
Описание
инновационного опыта учителя
|
Образовательный процесс в «Школе
позиционного самоопределения» ориентирован на построение образа
собственного действия школьника в окружающем мире, на построение собственной картины мира и собственной позиции. Позиционное самоопределение означает
способность реализовать свой потенциал и ценности в ситуации выбора и
неопределенности. Учащийся, приобретающий опыт позиционного самоопределения,
оказывается способным к вычленению существенных связей сложных системных
объектов окружающей действительности, к осмысленному прогнозированию
последствий действий с подобными объектами, пониманию границ и возможностей
собственного действия. Таким образом, школьники могут оказаться вовлеченными
в решение реальных сложных задач социума, своей школы, города, производства и
пр., быть умелыми и оснащенными в подходах к решению подобных задач.
Методологическую основу опыта составляет диалектика как общий метод
познания, заключающийся в целостном всестороннем рассмотрении процессов и
явлений в их развитии, взаимодействии и взаимообусловленности; философская
трактовка человека как активного самоопределяющегося субъекта, познающего мир
и самого себя в нем (Б.Г. Ананьев, Г.С. Батищев, В.И. Слободчиков);
философские аспекты образования, диалогики и общения (М.М. Бахтин, В.С.
Библер, А.А. Бодалев, М. Бубер). Теоретическую основу опыта составили теории
диалогического общения (С.Н. Батракова, С.П. Лавлинский, С.Ю. Курганов, А.М.
Матюшкин); исследования психологов о сотрудничестве в обучении (Г.А.
Цукерман, В.В. Рубцов, Т.А. Матис). Дидактической основой опыта является
антропоцентрический подход в преподавании предметов гуманитарного цикла,
ориентирующий процесс обучения на самореализацию человека как «меру всех
вещей».
Опыт предполагает решение следующих задач: освоение языка
художественной литературы во всем его многообразии; развитие
коммуникативно-эстетических возможностей учащихся через активизацию их речи,
творческого мышления и воображения, а также в процессе исследовательской и
творческой рефлексии; воспитание у ученика культуры понимания, т.е.
ответственного отношения к «чужим»
художественным смыслам и к ценностным позициям других людей; способности к
развитию собственного эстетического вкуса; умения самостоятельно постигать и
оценивать смыслы не только известных классических текстов, но и произведений
современной литературы. Основным средством организации
ситуационно-позиционного обучения в данном опыте выступает учебный диалог, в
ходе которого осуществляется «примерка» разных позиций, разных логик, разных
систем ценностей, осуществляется выход не к абстрактному знанию, а к
актуализированным, жизненно важным сущностям бытия.
Учебный диалог – это, прежде всего, «понимающий» (герменевтический)
способ общения – обучения, при котором ученики вместе с учителем пытаются
постичь эстетическое единство литературного произведения через понимание
«ценностных кругозоров» автора, героев, критиков, читателей-собеседников без
навязывания им «правильных» трактовок, рекомендованных литературоведами и
методистами. В самом общем виде учебное занятие – диалог включает три этапа:
этап предпонимания, т.е. первоначальное самоопределение читателя; этап
анализа текста; этап интерпретации смысла произведения. На таком уроке педагог
выполняет роли наставника, консультанта, участника диалога,
режиссера-постановщика, рецензента и др. Школьники также по ходу занятия
выбирают позиции любознательного читателя, персонажа произведения, автора,
критика, литературоведа и т.п.
Данный опыт предполагает активное использование проектных
технологий как на уроках
(исследовательские проекты), так и во внеурочной деятельности (разработка
сценариев и проведение мероприятий по эти сценариям), а также информационно-коммуникационных
технологий (использование ресурсов сети Интернет для подготовки исторических
обзоров эпохи, соответствующей изучаемым произведениям, характеристики
политических событий, экономический ситуации; подготовка компьютерных
презентаций учащимися как сопровождении их выступлений на уроках). Широко
используются учителем творческие, открытые задания: создание и презаентация
коллективных сборников стихов, рассказов, составление писем авторам и героям
произведений, авторская трактовка сцен, монологов и т.д.
Ситуационно-позиционное обучение предполагает коллективное планирование
содержания и хода учебных занятий, составления контрольно-проверочных работ,
домашних заданий.
Для определения результативности данного
ИПО предполагается использовать контент-анализ продуктов деятельности учащихся
(сочинения, эссе, творческие работы); метод наблюдения, метод самоанализа,
метод самооценки, метод включенного наблюдения. Данные рассматриваются в
нескольких аспектах: динамика характеристик отдельного ученика, динамика
характеристики класса, динамика личностных и групповых характеристик с учетом
оценок учащихся, педагога и родителей, сравнение характеристик учащихся,
педагога и родителей.
|
Экспертное заключение
|
Предполагаемый
масштаб и формы распространения изменений
|
Данный ИПО имеет
общеметодический уровень практической значимости. Его результаты имеют
большую практическую значимость при организации учебно-воспитательного
процесса, для методики преподавания русского языка и литературы, организации
воспитательной работы. Выдвинут оригинальный подход коренным образом
отличающийся от традиционной методики преподавания русского языка и
литературы в старших классах, полученный учителем результат расширяет
известные теоретические и практические положения теории развивающего обучения
и открывает новые грани проблемы позиционного самоопределения старшеклассника
и закономерностей его становления как субъекта собственной деятельности
|
|
|
|
|
|
|
|
|