Актуальность безопасности школьника в информационной сфере определяется, с одной стороны, действием объективно возникающих в современном обществе и образовании ситуаций цивилизованных изменений, влияющих на становление и развитие личности подрастающего человека как субъекта социального поведения.
С другой стороны, наличием проблемной ситуации в связи с необходимостью изменения приоритетов в науке, образовании, общественном сознании и социальной практике и перехода от традиции значимости безопасности общества к значимости безопасности человека. К факторам информационной среды, которые могут стать опасностями информационной безопасности школьников, следует отнести следующие:
- Доступность, неподконтрольность, неограниченный объем поступления циркулирующей информации к школьникам.
- Наличие в информационной среде модифицированных физических носителей информации, воздействующих на физиологические системы ребёнка.
- Наличие в информационных потоках специфических элементов, целенаправленно изменяющих психофизиологическое состояние детей и подростков;
- Наличие в информационной среде информации манипулятивного характера, дезориентирующих школьников, ограничивающих их возможности в условиях слабой правовой образованности и в силу возрастных особенностей несовершеннолетних.
Информационная безопасность школьника в образовательном учреждении может быть достигнута при успешной реализации педагогических условий, сопряженных с целеполаганием и ценностями информационно-образовательной среды; реализацией воспитательной функции образования на основе приобщения учащихся к информации культурного, этического, гуманистического характера; обеспечением мотивированного включения подростков в разнообразные виды деятельности в информационной сфере; реализацией практической направленности отбора содержания образовательных ресурсов Интернета и применения интерактивной технологии фильтрации поступающей информации.
Все школы региона получили доступ к интернету (данные мониторинга «Реализация Стратегии развития информационного общества»). Учителя могут использовать ресурсы Интернета для решения учебно-методических, воспитательных проблем, общения с коллегами в сетевых сообществах, публикации своих материалов на образовательных сайтах и повышения квалификации по выбранным программам в системе дистанционного обучения. Учащиеся получили реальную возможность применять интернет-технологии для поиска информации, участия в олимпиадах, конкурсах, реализуемых в рамках многочисленных образовательных интернет-проектов, для общения со сверстниками.
Вопросы педагогического сопровождения безопасной работы детей в сети интернет обсуждали на вебинаре «Актуальные вопросы безопасной работы детей в сети интернет» педагогические и руководящие работники образовательных организаций региона вместе с и.о. министра информационных технологий, связи и СМИ Нижегородской области С.В. Кучиным. «Грамотное сопровождение детей в случае возникновения рисков в сети Интернет и компетентное использование сети интернет учащимися на уроках во многом зависит именно от педагогических работников», - пояснила проректор по учебно-методической работе ГБОУ ДПО НИРО Е.Г.Калинкина.
Эффективная организация учебного процесса с использованием элементов интернет-образования требует специальной подготовки педагогов. С этой целью кафедрой теории и методики обучения информатике ГБОУ ДПО НИРО разработана и реализуется программа «Безопасная работа в сети Интернет». Курс адресован как администраторам системы образования, так и педагогам общеобразовательных школ. В рамках курса рассматриваются следующие темы:
- Обзор нормативно-правовых документов по проблеме безопасности.
- Обзор образовательных ресурсов «Безопасный Интернет».
- Классификация и профилактика основных Интернет рисков.
- Правила и этические нормы поведения в сети Интернет.
- Возрастные особенности детей и Интернет
- Программы для обеспечения безопасной работы в сети Интернет. Компьютерные вирусы и средства защиты.
Результатом прохождения курса является разработка и проведение в школе мероприятий, направленных на обучение учащихся и их родителей основам интернет-безопасности и профилактике интернет-зависимости.
Курс реализуется в рамках накопительной системы повышения квалификации.
Уроки интернет-безопсности, по мнению начальник отдела стандартов и содержания в сфере общего образования Минобрнауки РФ А.Благинина, -"это старт большой кампании по привлечению внимания всех участников образовательных отношений к этому важному вопросу".