Профессиональный конкурс традиционно является инструментом и универсальным механизмом, позволяющим выявить лучших в той или иной отрасли образовательного знания. В любом профессиональном конкурсе помимо соревновательной части есть очень важный смысл – это оценка уровня развития профессиональных компетенций. В этом качестве конкурс – это поиск эффективных методик оценки профессиональной деятельности, разработанных образовательных продуктов и их дальнейшее тиражирование всем заинтересованным сторонам. Это и новая технология повышения квалификации специалистов, и новая методика подготовки эффективных лидеров в профессиональной сфере, разработку и внедрение в практику которых осуществляет кафедра педагогики и андрагогики ГБОУ ДПО НИРО.
Эффективное педагогическое лидерство является ключевым элементом в достижении улучшения качества образовательной системы любого уровня. Это лидерство в детско-взрослом сообществе класса, лидерство в профессиональном сообществе школы и, наконец, лидерство в профессиональных и сетевых сообществах разного масштаба. Педагогическое лидерство выступает в качестве эффективного механизма и уникального формата проектирования человеко-центрированной экосистемы общего образования, ориентированной на формирование глобальной компетентности и «навыков будущего».
Педагог – лидер, стремящийся находиться в авангарде инновационных изменений в своей профессиональной области, испытывает потребность заявить о себе широкой общественности, получить квалифицированную экспертную оценку своей деятельности и найти партнеров – кооперантов для внедрения своих идей и разработок в массовую практику. В полной мере реализовать себя помогает профессиональный конкурс - инструмент и универсальный механизм, позволяющий выявить лучших. Вообще главная цель участия в любом конкурсе – победить, получить признание того, что ты что-то делаешь лучше, чем другие. Для организаторов профессиональных конкурсов основная цель - мотивация (как материальная, так и нематериальная) специалистов к профессиональному развитию и саморазвитию, а посредством этого и к развитию объектов своей профессиональной деятельности и их преобразованию, а также расширение поля вовлеченных в эти процессы (так называемая вовлеченность).
Цель проведения любого профессионального конкурса - усовершенствование навыков специалиста, его профессиональных качеств, поднятие планки достижения определенных целей и задач, разработка новых проектов и идей для развития профессиональной сферы плюс оценка профессиональных качеств с целью продвижения специалиста по карьерной лестнице.
Позитивные стороны профессиональных конкурсов:
- профессиональные конкурсы являются уникальным способом мотивации и развития компетентности среди специалистов;
- конкурсы можно назвать самым сильным инструментом вовлеченности в инновационную деятельность, в деятельность по преобразованию социума;
- в системе повышения квалификации и при внутрикорпоративном обучении этот инструмент позволяет решать множество задач, связанных с развитием кадрового потенциала.
- профессиональные конкурсы, особенно, если они проводятся часто и профессионально, содействуют сопричастности педагогов, вовлеченных в конкурсное движение, к общему благому деланию.
В то же время не стоит забывать, что профессиональные конкурсы являются сложным технологически и ответственным мероприятием. Ошибки в этой области стоят не только потраченных бюджетов, но могут иметь организационные последствия.
Поддержка и развитие конкурсного движения становятся стратегическим приоритетом для регионального образования, так как это наиболее эффективный путь создания инновационного потенциала для достижения нового качества образования и формирования инновационного типа поведения педагогов.
Свою миссию ГБОУ ДПО НИРО видит в подготовке педагогов - лидеров для системы регионального образования. Для того чтобы данная миссия была реализована в полной мере, преподаватели института сами должны демонстрировать высокую степень готовности занять лидерские позиции, быть готовыми осуществлять прорывные исследования и методические разработки и аргументировано представлять их во всероссийском и международном масштабах. ГБОУ ДПО НИРО вошел в тройку лидеров по итогам I Международного первенства "Качество образования - 2018" на уровне послевузовского образования:
на ступени дополнительного образования в области педагогических наук учебные, научные и творческие работы сотрудников института заняли первые места;
на ступени аспирантуры, ординатуры, адъюнктуры в области педагогических наук учебные работы сотрудников института заняли 1 и 2 место, научные работы 1 и 3 место, творческие работы - 1 место.
По результатам III Международного конкурса преподавателей вузов (в рамках требований ФГОС) в области педагогических наук представитель НИРО также занял 1 место.