День Конституции не только праздник, когда мы чтим символы Российского государства, надежность и прочность законодательной базы России, но и день, когда мы вспоминаем ратные подвиги Россиян на благо своей страны и народа, по праву гордимся своей историей, своей государственностью. Этот день может и должен стать особым событием и в школе: проведение тематических уроков и внеклассных мероприятий позволяет развивать уже на новом уровне заложенные основы истинного патриотизма, гражданского самосознания. Это особый повод, когда урок превращается в праздник торжества российской государственной культуры и истории.
Кафедрой истории и обществоведческих дисциплин ГБОУ ДПО НИРО разработаны методические рекомендации для преподавателей образовательных организаций по проведению уроков и внеурочных мероприятий, посвященных Конституции Российской Федерации.
Первая Конституция новой России была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования, проведенного в соответствии с указом президента РФ от 15 октября 1993 года. Вступила в силу в день ее официального опубликования - 25 декабря.
Конституция 1993 года существенно изменила структуру высших органов государственной власти. В ней закреплен принцип разделения властей, определен состав федеративного устройства России. Документ в равной мере защищает все формы собственности, обеспечивая свободу развития гражданского общества.
В Посланиях к Федеральному Собранию Российской Федерации Президент В.В. Путин подчёркивал важнейшую роль Конституции Российской Федерации в становлении демократии и правового государства, в избавлении от правового нигилизма и укреплении конституционной законности, в реализации и расширении прав и свобод граждан, в обеспечении социальных гарантий как основы для процветания общества в целом и каждого человека в отдельности. День Конституции - это особый повод, когда урок превращается в праздник торжества российской государственной культуры и истории. Среди многообразия возможных форм проводимых мероприятий и уроков необходимо выбрать оптимальную, которая бы отвечала следующим принципам:
- Соответствие выбранной формы теме проведения мероприятия.
- Соответствие ресурсных возможностей учителя и класса.
- Соответствие интеллектуальным и психологическим потребностям классного коллектива.
- Эффективная достижимость результатов при выборе данной формы.
Кафедра рекомендует такие формы мероприятий:
Уроки
- Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, «мозговая атака», интервью, репортаж, рецензия и т.д.
- Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: «Урок мудрости», «Откровение», «Урок-блок», урок «Дублер начинает действовать» и т.д.
- Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс- конференция, брифинг, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама, телемост, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал и т.д.
- Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, ученый совет и т.д.
- Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки и т.д.
- Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз т.д.
- Использование на уроке традиционных форм внеклассной работы: «Следствие ведут знатоки», спектакль.
Интегрированные уроки.
Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-защита оценки, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар и т.д.
Формы однотипных уроков:
- Уроки творчества: урок изобретательства, урок-выставка, урок-сочинение, урок - творческий отчет и т.д.
- Уроки, созвучные с общественными тенденциями: урок - общественный смотр знаний, урок-диспут, урок-диалог и т.д.
- Межпредметный и внутрикурсовой уроки: одновременно по двум предметам, одновременно для учащихся разных возрастов и т.д.
- Уроки с элементами историзма: урок об ученых, урок-бенефис, урок- исторический обзор, урок-портрет и т.д.
- Театрализованные уроки: урок-спектакль, урок воспоминаний, урок- суд, урок-аукцион и т.д.
- Игровые уроки: урок - деловая игра, урок - ролевая игра, урок с дидактической игрой, урок-соревнование, урок-путешествие и т. д.
- Вспомогательные уроки: урок-тест, урок для родителей, урок консультация и т.д.
Специализированные мероприятия:
акции, выставки, квесты, ярмарки, парады, игры по станциям и игры – «ассорти» (с заданиями без подготовки), брейн-ринги, конкурсы видеороликов, диспуты и др.
Соревнования и игры: конкурс, турнир, эстафета, интеллектуальная дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.д.
Использование информационных ресурсов сети Интернет и мультимедийных изданий в подготовке и проведении мероприятий.
Возможности Интернета безграничны. Уже никто не сомневается, что здесь можно найти практически всю информацию на любую тему. Принципы поисковых запросов: корректность формулировок, конкретность, отсутствие лишних символов и другие - всегда помогут получить полезную информацию на заданную тему. Успех зависит от настойчивости и целеустремленности пользователя. Много интересной информации можно найти и по теме «День Конституции». Это не только текстовая аналитика, научные работы и методические разработки, но и мультимедийные возможности: видеоуроки, видеоролики, видеообращения, материалы СМИ, online-трансляции, видеоконференции и другое. Все эти приемы хороши при проведении тематических уроков и внеклассных мероприятий - они не только существенно украсят, но и сделают более доступным и ярким материал по любой теме.
Кафедра истории и обществоведческих дисциплин ГБОУ ДПО НИРО предлагает методические рекомендации для преподавателей образовательных организаций по проведению уроков и внеурочных мероприятий, посвященных Конституции РФ
|