Оформление научно-практического альманаха «Нижегородские авторские школы: от инновационной идеи к практике инновационного образования»
Одной из принципиальных новелл Закона «Об образовании в РФ», стало нормативное закрепление целей создания и основных направлений деятельности федеральных инновационных площадок. Приказом Минобрнауки РФ от 23 июля 2013 г. № 611 «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования» был дан старт созданию сети федеральных инновационных площадок с целью обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития РФ, реализации приоритетных направлений государственной политики РФ в сфере образования (http://fip.kpmo.ru). В их составе ФИП «Проектно – сетевой институт инновационного образования», базовой организацией которой является ГБОУ ДПО НИРО, а организациями – соисполнителями проекта – 25 общеобразовательных организаций Нижегородской области: МБОУ "Гимназия № 25 им. А.С. Пушкина", МБОУ "Гимназия № 13", МБОУ "Гимназия №50", МБОУ "Лицей №165 имени 65-летия "ГАЗ" г. Н.Новгорода, МБОУ "Лицей № 8", МАОУ "Лицей № 28 им. академика Б.А. Королева", МАОУ "Лицей № 38", МБОУ "Лицей №87 им. Л.И. Новиковой", МАОУ "Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 85", МАОУ "Школа №44 с углубленным изучением отдельных предметов", МБОУ "Школа №91 с углубленным изучением отдельных предметов", МАОУ "Школа №187 с углубленным изучением отдельных предметов" г. Н.Новгорода; МБОУ "Гимназия № 38", МБОУ "Лицей № 21", МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 22 с углубленным изучением французского языка" г.о.г. Дзержинск; МБОУ Гимназия № 14, МБОУ средняя школа № 8 г.о.г. Выкса; МБОУ "Средняя школа № 8 с углубленным изучением отдельных предметов" г. Кстово; МБОУ средняя школа № 10 г. Павлово; МБОУ лицей № 3 г.о.г. Кулебаки; МБОУ средняя школа №5 г. Лысково; МБОУ Кисловская средняя школа Лысковского муниципального района; МБОУ Пильнинская средняя школа №2 имени А.С. Пушкина; МАОУ "Большемакателемская средняя школа" г.о.г. Первомайск.
За 5 лет работы ФИП «Проектно – сетевой институт инновационного образования» проектной командой Нижегородского института развития образования и педагогической общественностью вышеперечисленных школ была создана яркая палитра интересных и перспективных идей построения инновационных практик общего образования. В них отразилась и самобытность нижегородской образовательной реальности, и в то же время индивидуальность каждой школы в едином концептуальном пространстве Проектно-сетевого института инновационного образования.
Эти идеи стали основой уникального издания - научно-практического альманаха «Нижегородские авторские школы: от инновационной идеи к практике инновационного образования». Альманах описывает технологию проектирования и раскрывает типологию авторских моделей школ: гуманитарных, проектно-технологических, социокультурных образовательных моделей, а также моделей управления и соорганизации позиций субъектов образовательной деятельности.
Представленные в альманахе авторские модели, это варианты реализации разных возможностей осуществления в образовательной практике главной цели инновационного образования – развитие «человеческого потенциала» и «гуманитарного капитала» общества как потенциально неисчерпаемого ресурса культурно-исторического развития каждой личности и общества в целом. Залогом воплощения данных моделей как новой образовательной реальности является проектно- сетевая парадигма образования, определяющая сетевой тип организации в качестве высшей и самой эффективной формы соорганизации субъектов инновационной деятельности, позволяющей создавать особые инновационные площадки, где капитализируются различные ресурсы за счет того, что каждый участник сети привносит свой опыт, версии, проблемы.
Уже в обложке альманаха отражена символика Нижегородских авторских школ. Это имеющая необычную и узнаваемую форму Чкаловская лестница – один из символов Нижнего Новгорода и одновременно знак бесконечности - символ бессмертия, вечности и мудрости; обращенные друг к другу здания в форме открытых книг, символизирующие диалог культур, подходов, идей, открытость к сотрудничеству; ребенок, развитие которого есть основная цель, миссия, сверхзадача образования как социального института; очки в руках мальчика, являющиеся символом отточенного взгляда образованного искателя и представляющие образ «виртуальной реальности», позволяющей из настоящего одновременно видеть и прошлое, и будущее; река Волга – еще один символ Нижнего Новгорода, и в широком смысле любая река есть символ времени и необратимых процессов (Гераклит); и, наконец, чайки - образ вольной птицы, символизирующий стремление человека к свободе, и кроме того, Чайка по имени Джонатан Ливингстон – герой одноименного произведения американского писателя Ричарда Баха - есть символ беспредельных возможностей того, кто умеет мечтать, верит в совершенство и любит жизнь.
В статьях альманаха, авторами которых являются непосредственные разработчики и проектанты концептуальных идей построения инновационных практик общего образования, четко прослеживаются две основные характеристики Нижегородских авторских школ:
социально ответственная позиция, выражающая сознательное отношение субъекта социальной деятельности к требованиям социальной необходимости, гражданского долга, социальных задач, норм и ценностей, понимание последствий осуществляемой деятельности для определенных социальных групп и личностей, для социального прогресса общества;
профессионально-деятельностная позиция лидера инновационного движения в региональной системе образования, готового ставить и решать круг сверхсложных задач, что ярко проявляется в высокой активности и высоком качестве участия этих школ в ПНП «Образование», различных региональных, федеральных и международных проектах, а также в направленности вектора развития нижегородских авторских школ в будущее, на конкурентоспособность их педагогов и выпускников.