3
5
11
Актуальная тема

Инклюзивное образование детей – проблемы и возможности

Одна из самых обсуждаемых проблем в настоящее время – организация инклюзивного образования детей в наших школах. Детям с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) надо предоставить возможность получить необходимые навыки для общения, самореализации, самоактуализации и самообразования. Поэтому каждому учебному заведению приходится решать именно свои организационно-образовательные и воспитательные проблемы, которые зависят от того, какой именно ребенок с ОВЗ пришел обучаться в школу, может ли он влиться в коллектив класса или нуждается в особых условиях пребывания и обучения. Ежегодный региональный мониторинг «Здоровьесберегающая деятельность в школе» позволяет судить о степени обеспеченности образовательных организаций такими условиями. В методической поддержке нуждаются и педагоги, которые пока недостаточно, а чаще совсем не готовы к обучению «особых» детей. Вопрос, какими психолого-педагогическими подходами может пользоваться в своей образовательной практике учитель, работая с обучающимися с ОВЗ, стал главным для коллектива кафедры здоровьесбережения в образовании ГБОУ ДПО НИРО при разработке специальных курсовых практик для педагогов, в классе которых есть ребенок с ОВЗ.

Следует также понимать, что особые возможности здоровья у детей связаны со многими нарушениями, такими как: нарушения зрения и слуха, нарушения в речевом развитии, интеллектуальном, психическом, нарушения в опорно-двигательном аппарате, эмоционально-волевой сфере, а также нарушения, связанные со множественными патологиями. Нормативные документы в значительной мере отвечают на эти вопросы, определяя создание необходимой инфраструктуры в школе и адаптивных основных образовательных программ для детей с различными проблемами в здоровье. однако это не решает полностью всех проблем, возникающих у педагога при работе с такими детьми.
Но поскольку ФЗ РФ №46 от 3 мая 2012 г гласит, что "...государство обязано обеспечить равный доступ для всех детей с инвалидностью к образованию, и это должно проходить путем обеспечения инклюзивности системы образования....", то в этом свете каждый педагог должен быть готов решать эту задачу. Поэтому подготовка педагогов к работе с такими обучающимися является одной из актуальных проблем сегодняшнего дня. Кафедрой здоровьесбережения в образовании разработаны специальные курсовые практики для учителя, в классе которого есть ребенок с ОВЗ.
При работе над программами таких курсов было решено базироваться на интегрированном подходе, сочетая специальные психолого-педагогические знания о работе с такими обучающимися с овладением технологиями деятельностного характера, т.к. именно они наиболее результативны для обучения. Важным элементом повышения квалификации педагогов стали выезды и работа на стажировочных площадках, которые проходят в школы, успешно реализующих обучение детей с ОВЗ, а также создание сетевых ресурсов по обмену опытом.
Другой системой работы с педагогами по этой проблеме является инновационная деятельность и реализация инновационных проектов, посвященных различным аспектам инклюзивного образования.
Среди проблем этой сферы - вопросы здоровьесберегающей деятельности, проектирование "Программы формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни " в структуре АООП, а также разработка просветительских программ для работы с детьми в этом направлении.
На кафедре здоровьесбережения в образовании ГБОУ ДПО НИРО в течение 2-х лет реализуется региональный образовательный проект "Нижегородская школа - территория здоровья: новые возможности для детей с ОВЗ", в рамках которого и разрабатываются необходимые методические материалы. Эти разработки, новые методические материалы и программы будут представлены на Всероссийской on-line конференции «Дети с ОВЗ. Проблемы здоровьесберегающей деятельности в образовательных организациях», которая состоится 28 мая в ГБОУ ДПО НИРО.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph