Сегодня система профессионального образования Нижегородской области является не только одной из самых крупных в Российской Федерации (осуществляет подготовку кадров по 70 рабочим профессиям и 114 специальностям среднего профессионального образования), но и одной из лучших в России, о чем свидетельствуют многочисленные победы наших студентов, выпускников-молодых рабочих предприятий в общероссийских конкурсах и чемпионатах профессионального мастерства. И эти достижения были бы невозможны без преподавателей и мастеров производственного обучения нового поколения, руководящего состава профессиональных образовательных организаций, использующих международный педагогический опыт подготовки рабочих кадров для высокотехнологичных производств.
Приоритетная задача образовательной деятельности факультета профессионального технологического образования ГБОУ ДПО НИРО - подготовка и повышение квалификации кадров, способных к эффективной деятельности в условиях перехода на новые ФГОС, апробация учебных программ профессионального модуля с использованием возможностей ресурсных центров и стажерских площадок - образовательных организаций-победителей ПНПО. Вопросы формирования и обучения управленческих команд в рамках реализации концепции регионального экспериментального сетевого образовательного проекта «Модель профессиональной образовательной организации как открытой образовательной системы» вынесены на Совет факультета профессионального технологического образования ГБОУ ДПО НИРО, который пройдет 20 октября.
При решении этой задачи нельзя не учитывать и негативные факторы, которые существуют сегодня в системе профессионального образования:
- устаревшие модели управления учебным процессом, нехватка современных управленческих кадров;
- доминирование образовательных процессов, ориентированных на воспроизводство зарекомендовавших себя, хорошо отработанных технологий профессиональной деятельности, что ведет к формированию и закреплению у выпускников наименее передовых типов инновационного поведения;
- отсутствие в главных целевых ориентирах процессов воспитания и социализации, организуемых в профессиональных образовательных организациях профессионального образования, ключевых для инновационного предпринимательства личностных качеств – мобильности, желания обучаться в течение всей жизни, склонности к предпринимательству и принятию риска;
- рассогласованность номенклатуры образовательных услуг предоставляемых системой профессионального образования и требований к качеству и содержанию образования со стороны рынка труда;
- разрыв ранее сложившихся связей учебных профессиональных образовательных организаций с работодателями, отсутствие механизмов их заинтересованного участия в подготовке специалистов.
Специалисты факультета разработали новую форму инновационной деятельности - сетевой проект «Модель профессиональной образовательной организации как открытой образовательной системы», который призван содействовать модернизации региональной системы профессионального образования. В образовательных системах сетевые проекты представляют собой: 1) способ реализации шага развития в образовании; 2) особую форму программирования деятельности участников инновационного проекта в условиях дефицита любого типа ресурсов; 3) особый способ перехода от ресурсно-затратных программ к ресурсно-формирующим программам развития образовательного учреждения.
Внедрение инноваций формирует новый современный образ системы подготовки рабочих кадров.
Сотрудники кафедр факультета работают также над расширением спектра модулей, нацеленных на формирование компетенций педагогов учреждений СПО в сфере оценки качества профессионального образования: "Технология разработки балльно-рейтинговой оценки учебных достижений обучающихся", разрабатывают дистанционный курс "Профессиональная компетентность и имидж современного педагога ПОО". Более подробно об этом – в материалах газеты «Школа».