Деятельность руководителя образовательной организации сопряжена с решением вопросов управленческого, юридического и экономического характера, при рассмотрении которых руководитель достаточно часто сталкивается с проблемой обоснования принятия управленческого решения.
Полный цикл управленческих действий для решения актуальной проблемы управления возможно освоить в рамках проектного модуля, который разработан кафедрой теории и практики управления образованием ГБОУ ДПО НИРО и включен в программу курса повышения квалификации руководителей образовательных организаций. Результат обучения по такой программе - практическое освоение управленческих компетентностей руководителя и готовый вариант решения проблемы управления по выбранной тематике.
В процессе обучения по дополнительной профессиональной программе руководитель осуществляет полный цикл управленческих действий в соответствии с современными подходами к организации управления на примере технологии проектирования. В рамках публичной защиты своего проектного решения обучающиеся демонстрируют навыки критического мышления, вариативность способов решения практически проблем, знания правового и финансово-экономического регулирования деятельности образовательной организации.
В 2016 году дополнительную профессиональную программу с проектным модулем выбрали для повышения квалификации 103 человека. По их отзывам, учебная проектная деятельность, несмотря на ограниченные временные рамки (всего 30 часов), позволяет не только выявить имеющиеся проблемы и разработать конкретные пути (проекты) их разрешения, но и дает возможность взвесить и оценить практическую значимость для развития образовательной организации этого проекта. Презентации разработанных в рамках курсов повышения квалификации в 2016 году групповых проектов слушателей размещены на сайте ГБОУ ДПО НИРО в специальном разделе «Практика управления» .
Поиску приемлемых решений актуальных проблем управления способствуют выездные практические занятия на базе стажировочных площадок кафедры теории и практики управления образованием. При непосредственном взаимодействии с авторами опыта решения проблем управления образовательной организацией, слушатели в активной деятельностной форме вовлекаются в процессы решения животрепещущих вопросов в качестве аналитиков, со-участников, экспертов и др.
Сетевая форма реализации образовательных программ сегодня представляется трендом образования и получает высокие оценки слушателей курсов повышения квалификации. Работа кафедры по развитию сети стажировочных площадок сегодня направлена на обеспечение более широкого спектра тематики, совершенствования форм занятий и их практикоориентированности.
Программы повышения квалификации кафедры теории и практики управления образованием в 2016 году реализовывались на 13 стажировочных площадках по таким актуальным темам, как: профильное обучение, внеурочная деятельность младших школьников, проектно-дифференцированное обучение, нормативно-правовое обеспечение деятельности образовательной организации и др.
Для организации самостоятельной работы руководителей образовательных организаций в межсессионный период кафедрой теории и практики управления образованием разрабатываются учебные материалы. Так в 2016 году подготовлено учебно-методическое пособие «Актуальные вопросы нормативно-правового и финансово-экономического регулирования деятельности образовательной организации», которое содержит практические рекомендации по разрешению проблемных ситуаций в правовом обеспечении правового статуса руководителя, нормативно-организационного регулирования образовательного процесса, финансово-хозяйственного регулирования деятельности образовательной организации и т.д.