В школы вернули АСТРОНОМИЮ. Хочется верить - это связано с тем, что в настоящее время в исследованиях дальнего и ближнего космоса происходит настоящий прорыв. Достаточно упомянуть последнюю Нобелевскую премию по физике (экспериментальное обнаружение гравитационных волн) – в создании детектора гравитационных волн принимали участие наши нижегородские ученые из Института Прикладной Физики РАН. Космический корабль «Новые горизонты» доставил (с помощью связи) уникальную информацию о далекой малой планете Плутон. «Как выяснилось, Плутон зря считался мёртвым куском льда и замёрзших газов. Космические исследования показали, что это не так. Сравнивая поверхность карликовой планеты с поверхностью его естественного спутника Харона (в верованиях древних римлян Харон – лодочник, перевозящий души умерших людей в царство теней через священную реку Стикс), нельзя не заметить разительных отличий. В их числе – чрезвычайно малое количество метеоритных кратеров на Плутоне по сравнению со спутником. Это может иметь только одно объяснение – поверхность планетоида постоянно обновляется в результате процессов, происходящих в недрах. Все планеты солнечной системы, обладающие массой, достаточной для гидростатического равновесия, имеют схожие процессы». Возможно, эти открытия и послужили толчком к введению астрономии как обязательного предмета в старшей школе.
2017 год был юбилейным для нескольких «космических» открытий:
- 4 октября 1957 года в СССР был запущен первый искусственный спутник Земли
- 5 сентября 1977 года был запущен первый межпланетный корабль «Вояджер -1» (НАСА).
В 2018 году
- 55 лет полета В.В.Терешковой
- 20-летие нахождения МКС на орбите Земли
- 30-летие программы «Буран».
Можно было бы продолжить список памятных дат в освоении космоса, но хотелось бы уделить внимание главному вопросу статьи – введению предмета «Астрономия» в старшую школу. Что, по мнению автора статьи, нужно для успеха данного действия?
- Наличие квалифицированных учителей, которые не только сами хорошо знают звездное небо, но и умеют «заразить» астрономией школьников.
- Наличие современного УМК (учебники, дидактические материалы) по предмету.
- Наличие технопарка (программное обеспечение, наглядные пособия, телескопы, звездные карты, астрономические календари).
На сегодняшний день
кафедра естественнонаучного образования ГБОУ ДПО НИРО с начала 2017/2018 учебного года провела 7 очных и 5 дистанционных курсов повышения квалификации учителей физики по предмету «Астрономия» (преподаватели А.Ф. Беленов, Л.А Прозоровская, В.В. Новиков). Совместно с Нижегородским планетарием были проведены астрономические конференции для учителей и школьников 21 сентября и 21 марта. В школах Нижегородской области пройдут в апреле Гагаринские уроки, такие, как например, в школе №10 г. Павлово, где в ходе урока 12.04.2018 г. будут представлены лучшие проекты и исследовательские работы школьников в области астрономии. Теперь об УМК: в Федеральный Перечень вошли как традиционный учебник авторов Воронцова-Вельяминова Б.А., Страута Е.К. издательства «Дрофа–Вентана-Граф» (номер в федеральном перечне 2.3.2.4.1.1), так и учебник нового поколения - В.М. Чаругин. Астрономия. 10–11»/ М.: Просвещение, 2017 г. Учебник входит в новый учебно-методический комплекс «Сферы» по астрономии для старшей школы. Издание подготовлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Не хотелось бы что-то отвергать или рекомендовать, но учебник
В.М. Чаругина, по мнению автора статьи, выглядит более привлекательно – как по дизайну, так и по содержанию. Хотелось бы еще порекомендовать пособие М.А. Кунаш (изд-во «Дрофа–Вентана-Граф») к учебнику
Б.А. Воронцова- Вельяминова. Автор пособия сделала блестящие поурочные разработки, полезные при любом выборе УМК учителем. А вот с технопарком не все так просто. Дело не только в финансировании, но еще и в подготовленности учителя. Самое недорогостоящее решение – это программа STELLARIUM. Она занимает немного места на компьютере, но при этом позволяет с помощью компьютера, мультимедиа-проектора и экрана сделать минипланетарий. Тем более, достаточно элементарной компьютерной грамотности учителя. Что касается проекторов/астропланетариев, (цена примерно 10 000 руб.), то они требуют специального помещения и, как минимум, необходим натяжной потолок без перегородок и светильников. Тем не менее, несмотря на некоторые проблемы, когда видишь заинтересованность учителей, проходящих на
кафедре естественнонаучного образования переподготовку по астрономии, понимаешь, что будущее у школьного астрономического образования есть. Об этом говорит и тот факт, что ученики этих учителей (а среди них и автор статьи, который именно «через» Астрономию вошел в школьное образование 30 лет назад), такие, как одиннадцатиклассник Алексей Чубаров (Лицей №40), становятся участниками и призерами Всероссийской олимпиады по астрономии. Так держать!
А.Ф. Беленов,
канд. физмат.наук, доцент кафедры ЕНО ГБОУ ДПО НИРО