Физическая культура, являясь
частью общей культуры человека и общества, напрямую связана с социальным
запросом государства, и уровень ее развития определяет уровень жизнеспособности
людей. В процессе освоения учебного предмета
«Физическая культура» формируется система знаний о физическом совершенствовании
человека, приобретается опыт организации самостоятельных занятий физической
культурой, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
школьников. Основные направления модернизации
учебного предмета «Физическая культура» - обновление содержания и
систематизация технологий преподавания учебного предмета, обновление
учебно-методического обеспечения, повышение кадрового потенциала, - предполагают внесение изменений в содержание
дополнительных профессиональных программ кафедры теории и методики физвоспитания
и ОБЖ ГБОУ ДПО НИРО в рамках курсов повышения квалификации педагогов, обновление
содержательно-методического и дидактического обеспечения учебных модулей.
Кафедра теории и методики физвоспитания и ОБЖ
, представляя научно-методический и образовательный центр дополнительного
профессионального образования в области физической культуры и ОБЖ, видит свое
главное предназначение в обеспечении
условий для повышения квалификации и переподготовки специалистов в сфере
физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности с востребованным
уровнем профессиональной и социальной компетентности, готовых к
самоопределению, саморазвитию, самосовершенствованию в условиях развивающейся
образовательной среды.
В
соответствии с социальными запросами общества и перспективными задачами
развития России разработан проект
«Концепции модернизации учебного предмета «Физическая культура» в РФ». Цель
Концепции - обеспечение высокого качества изучения и преподавания предмета
/дисциплины «Физическая культура», повышения его образовательного,
воспитательного и оздоровительного потенциала в образовательных организациях. Концепция
представляет собой систему взглядов на основные цели, задачи и направления
модернизации учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных
организациях, реализующих основные общеобразовательные программы в Российской
Федерации. В ней определены стратегия и вектор развития учебного предмета в
контексте тенденций отечественного и мирового опыта. Содержание «Концепции»
предусматривает выделение и детализацию основных направлений её реализации:
обновление содержания и систематизацию технологий преподавания учебного
предмета, обновление учебно-методического обеспечения, обновление
материально-технического обеспечения, повышение кадрового потенциала,
формирование у обучающихся мотивации к регулярным занятиям, механизм
реализации.
Выделенные направления и
поставленные задачи в проекте «Концепции» не вызывают сомнений и предполагают
внесение изменений в содержание дополнительных профессиональных программ кафедры теории и методики физвоспитания
и ОБЖ в рамках курсов повышения квалификации педагогов, обновление
содержательно-методического и дидактического обеспечения учебных модулей.
Определяя стратегию развития образовательной
деятельности, представляя научно-методический и образовательный центр
дополнительного профессионального образования в области физической культуры и
ОБЖ, кафедра видит свое главное
предназначение в обеспечении условий для повышения квалификации и
переподготовки специалистов в сфере физической культуры и основ безопасности
жизнедеятельности с востребованным уровнем профессиональной и социальной
компетентности, готовых к самоопределению, саморазвитию, самосовершенствованию
в условиях развивающейся образовательной среды.
В
контексте современных тенденций развития образования, реализации федеральных
целевых программ, ФГОС главными профессиональными качествами педагогов
становятся: умение учиться, готовность
к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям,
ответственность и самостоятельность в принятии решений.
В связи с этим кафедрой
разрабатываются дополнительные
профессиональные программы (ДПП) для
слушателей курсов повышения квалификации на основе усиления практической
деятельности и внедрения вариативных форм обучения, использования современных образовательных технологий, в том
числе ИКТ для внедрения в практику профессиональной деятельности педагогов. Начинающим
педагогам физической культуры, совместителям предлагается отдельная программа
и вариативные модули, содержание которых
учитывает их уровень готовности к реализации профессиональной деятельности.
Имеется также возможность пройти курс профессиональной переподготовки лицам, не
имеющим физкультурно-педагогического образования, с предоставлением права на
осуществление нового вида профессиональной деятельности.
Для реализации практических занятий со
слушателями на базе передовых школ открыты стажерские площадки , где педагоги
получают возможность осваивать инновационные технологии обучения, воспитания и
развития школьников, применительно к образовательной области «Физическая
культура и ОБЖ».
В
рамках реализации научной деятельности кафедры в мае 2017 года в ГБОУ ДПО НИРО
состоялась I Всероссийская научно-практическая конференция по теме:
«Организационно-содержательное обеспечение физкультурно-спортивной деятельности
образовательных организаций в современных условиях» (ссылка на страницу
кафедры- научная деятельность - конференции). Конференция была организована
кафедрой с участием представителей Министерства спорта Нижегородской области,
Регионального центра тестирования Нижегородской области; специалистов органов,
осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов / городских
округов, курирующих деятельность по внедрению ВФСК ГТО в образовательных
организациях. В ходе конференции рассматривались актуальные проблемы, связанные
с учебной, внеурочной деятельностью обучающихся и работой педагогов по
подготовке к сдаче испытаний/тестирований ВФСК
ГТО в образовательных
организациях; представлен опыт школ, имеющих успешный опыт работы по Комплексу
ГТО, внедрению инновационных форм, технологий обучения.
В
декабре 2017 года в г. Москве прошел I Всероссийский съезд учителей физической
культуры. Нижегородскую область от НИРО представляли два педагога: Семенова
Альбина Федоровна, учитель физической
культуры высшей категории, МАОУ гимназия №80, г. Нижний Новгород, (директор
Винтер Лев Матвеевич) и Прошина
Жанна Викторовна, учитель
физической культуры высшей категории, МАОУ «Школа № 118 с углубленным изучением
отдельных предметов», г.Нижний Новгород, (директор Жукова Надежда Николаевна).
Съезд стал федеральной дискуссионной площадкой, на которой рассматривались
перспективы модернизации учебного предмета в части повышения его
образовательного, воспитательного и оздоровительного потенциала на основе
преемственности и взаимосвязи урочной, внеурочной деятельности и
дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.
Для
улучшения качества курсовой подготовки слушателей по учебным предметам
«Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности» в здании
общежития НИРО на ул. Чукотской открыт учебный
кабинет-лаборатория, оснащенный необходимым оборудованием для использования
его в образовательном процессе повышения квалификации и профессиональной
переподготовки педагогов. В рамках проведения широкомасштабных спортивных мероприятий
текущего года, дальнейшего внедрения Комплекса ГТО в Нижегородском регионе кафедра готовится к проведению в
августе межрегиональной научно-практической конференции «Инновационные
подходы к реализации системы физкультурно-спортивной деятельности образовательных организаций» с привлечением
представителей сетевого сообщества учителей ФК и ОБЖ Нижегородского региона;
демонстрацией опыта работы педагогов на инновационных площадках кафедры,
представлением эффективных моделей, систем, технологий учебной и внеурочной
деятельности для подготовки обучающихся к сдаче нормативов ВФСК ГТО, повышения
интереса к занятиям физической культурой.
Рассматривается
возможность проведения совместных с Министерством спорта Нижегородской области,
региональным Центром тестирования курсов
повышения квалификации педагогов физической культуры Нижегородской области для
осуществления судейства при проведении испытаний / тестирований по Комплексу
ГТО.
Вместе с тем, несмотря на
системную работу педагогов в Нижнем Новгороде и Нижегородском регионе по
созданию условий для вовлечения детей и молодежи в регулярные занятия физической
культурой и спортом, как в процессе учебной деятельности, так и во внеурочное
время, остаются нерешенными многие проблемы. В частности, это проблемы:
организационно-методического обеспечения и сопровождения предмета «Физическая
культура» на местах, недостаточного внимания к развитию
(совершенствованию) физкультурно-спортивной инфраструктуры для
качественной организации и проведения урока физической культуры (три часа в
неделю с одним классом); отсутствия
системного, дифференцированного подхода к процессу обучения (с учетом
групп здоровья; детей с ОВЗ); недостаточного
внимания к формированию позитивного имиджа учителя физической культуры,
престижу педагогической профессии физкультурно-спортивного профиля в
профессиональной среде и в обществе.
Следует вспомнить
прекрасные слова К.Д.Ушинского, которые и на сегодняшний день не потеряли
своего уникального значения: «В деле
обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя
голову учителя». Именно учитель является ключевой фигурой педагогической
деятельности и играет ведущую роль в
реформировании системы образования.
В
условиях разработки и дальнейшего внедрения Концепции модернизации учебного
предмета «Физическая культура» в общеобразовательных организациях Российской
Федерации кафедра предлагает педагогам физической культуры принять участие в
интерактивном опросе,