Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами: вести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет, создавать сбережения, а также ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, и приобретать их на основе осознанного выбора. Наконец, использовать накопительные и страховые инструменты.
Сейчас общий уровень финансовой грамотности в России ниже развитых и ряда развивающихся экономик, что выливается в нерациональное потребительское поведение. Пилотные программы повышения финграмотности для школьников стартовали в 2015 году. В этом году количество часов для изучения будет увеличено. Программа по введению в школах специального модуля по повышению финансовой грамотности, которая разрабатывалась с участием экспертов Центробанка и Минфина, уже готова. По словам представителя Минобрнауки РФ, в образовательных программах отражены примерные аспекты будущей финансовой жизни наших детей:
вопросы формирования доходов семьи и бюджета РФ, системы страхования финансовых рисков для семьи; различные виды кредитования, различные системы пенсионного накопления, виды заемных средств. При этом, ничто не мешает школам использовать отдельные элементы и модули программ при реализации других предметов, формируя метапредметные компетенции. Школы смогут вводить этот модуль в рамках предмета обществознание, а также экономики и права, давать задачи о семейном бюджете на уроках математики и др. Но необходима большая работа по повышению квалификации и профессиональной переподготовке работников образования, которые будут реализовывать эти программы
В рамках квалификационных модульных курсов, курсов и модулей по вопросам реализации ФГОС, проблемно-тематических семинаров, а также в рамках дистанционных курсов кафедры истории и обществоведческих дисциплин педагоги имеют возможность обсудить наиболее актуальные содержательные и методические аспекты реализации нового учебного предмета на уроках обществознания, права и экономики в образовательных организациях. Уделяется внимание проектированию современного урока с учетом требований ФГОС с использованием содержательного компонента нового учебного предмета.
Специалистами кафедры теории и методики обучения технологии и экономике НИРО разработаны также новые программы экономического образования педагогов и школьников 10-11 классов.
Примерная основная образовательная программа основного общего образования, включающая примерную рабочую программу учебного предмета «Обществознание», уже размещена в реестре примерных программ Минобрнауки России на сайте www.fgosreestr.ru.
Учителя также смогут ознакомиться с лучшими учебно-методическими разработками по преподаванию основ финансовой грамотности благодаря конкурсу "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации". Прием материалов от учителей истории, математики, русской литературы, обществознания и информатики уже завершен. Скоро жюри назовет авторов лучших разработок, сценарии будут опубликованы.
Минобрнауки РФ совместно с Минфином и Центробанком подготовлены учебное пособие "Основы финансовой грамотности" и рабочая тетрадь. Центробанк готовится предоставить в общее пользование видеобиблиотеку с показательными уроками и ответами на вопросы для учителей. Есть у Минфина и дополнительные материалы для школ, которые можно использовать во внеурочной деятельности.