12 декабря - 25-летие принятия Конституции Российской Федерации» - Основного Закона государства, который утверждает свободу и справедливость, человеческое достоинство и благополучие, защиту семьи и Отечества, единство многонационального народа России не только как общепризнанные ценности, но и как юридические понятия. Права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью. Изучение Конституции РФ в образовательных организациях - одно из важнейших средств формирования гражданской идентичности личности, понимаемой как связь человека со своей страной, большой и малой родиной. День Конституции – не только повод для гордости своей историей, своей государственностью, надежностью и прочностью законодательной базы России. Этот день может и должен стать особым событием и в школе: проведение тематических мероприятий позволяет развивать уже на новом уровне заложенные основы патриотизма, гражданского самосознания. Кафедрой истории и обществоведческих дисциплин ГБОУ ДПО НИРО к 25-летию Конституции РФ разработаны методические рекомендации для преподавателей образовательных организаций по проведению уроков и внеурочных мероприятий.
В Посланиях к Федеральному Собранию Российской Федерации Президент В.В. Путин подчёркивал важнейшую роль Конституции Российской Федерации в становлении демократии и правового государства, в избавлении от правового нигилизма и укреплении конституционной законности, в реализации и расширении прав и свобод граждан, в обеспечении социальных гарантий как основы для процветания общества в целом и каждого человека в отдельности.
День Конституции – не только праздник, когда мы чтим символы Российского государства, надежность и прочность законодательной базы России, но и день, когда мы по праву гордимся своей историей, своей государственностью, вспоминая ратные подвиги Россиян на благо своей страны и народа. Этот день должен стать особым событием в проведении тематических уроков и внеклассных мероприятий, потому что позволяет развивать уже на новом уровне заложенные основы истинного патриотизма, гражданского самосознания. Это особый повод, когда урок превращается в праздник торжества российской государственной культуры и истории.
Среди многообразия возможных форм проводимых мероприятий и уроков необходимо выбрать оптимальную, которая бы отвечала следующим принципам:
1. Соответствие выбранной формы теме проведения мероприятия.
2. Ресурсные возможности учителя и класса.
3. Интеллектуальные и психологические потребности классного коллектива.
4. Эффективная достижимость результатов при выборе данной формы.
Некоторые примеры форм мероприятий:
-
Мероприятия в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, интеллектуальная дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.д.
- Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т.д.
- Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок - «дублер начинает действовать» и т.д.
- Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс- конференция, брифинг, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама, телемост, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал и т.д.
- Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, ученый совет и т.д.
- Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно - культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки и т.д.
- Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз т.д.
- Использование на уроке традиционных форм внеклассной работы: «следствие ведут знатоки», спектакль.
- Интегрированные уроки.
- Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-защита оценки, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар и т.д.
- Формы однотипных уроков:
Уроки творчества: урок изобретательства, урок-выставка, урок-сочинение, урок-творческий отчет и т.д.
Уроки, созвучные с общественными тенденциями: урок - общественный смотр знаний, урок-диспут, урок-диалог и т.д.
Межпредметный и внутрикурсовой уроки: одновременно по двум предметам, одновременно для учащихся разных возрастов и т.д.
Уроки с элементами историзма: урок об ученых, урок-бенефис, урок- исторический обзор, урок-портрет и т.д.
Театрализованные уроки: урок-спектакль, урок воспоминаний, урок- суд, урок-аукцион и т.д.
Игровые уроки: урок - деловая игра, урок - ролевая игра, урок с дидактической игрой, урок-соревнование, урок-путешествие и т. д.
Вспомогательные уроки: урок-тест, урок для родителей, урок консультация и т.д.
- Специализированные мероприятия: акции, выставки, квесты, ярмарки, парады, игры по станциям и игры – «ассорти» (с заданиями без подготовки), брейн-ринги, конкурсы видеороликов, диспуты и др.
- Использование информационных ресурсов сети Интернет и мультимедийных изданий в подготовке и проведении мероприятий.
-
Возможности Интернета безграничны. Уже никто не сомневается, что здесь можно найти практически всю информацию на любую тему. Принципы поисковых запросов: корректность формулировок, конкретность, отсутствие лишних символов и другие всегда помогут получить кладезь полезной информации на заданную тему, успех зависит от настойчивости и целеустремленности пользователя. Много интересной информации можно найти и по теме «День Конституции». Это не только текстовая аналитика, научные работы и методические разработки, но и мультимедийные возможности: видеоуроки, видеоролики, видеообращения, материалы СМИ, online-трансляции, видеоконференции и другое. Все эти приемы хороши при проведении тематических уроков и внеклассных мероприятий - они не только существенно украсят, но и сделают более доступным и ярким материал по любой теме.
Кафедра истории и обществоведческих дисциплин ГБОУ ДПО НИРО предлагает методические рекомендации для преподавателей образовательных организаций по проведению уроков и внеурочных мероприятий к 25-летию Конституции РФ. |