«Лето красное» - время самых долгожданных каникул - в разгаре. Летние каникулы для ребенка – это восстановление здоровья, и развитие творческого потенциала, и совершенствование личностных возможностей, и приобщение к культурным и образовательным ценностям, и вхождение в систему новых социальных связей, и воплощение собственных планов, и удовлетворение индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Чтобы ребенок мог все это реализовать в условиях лагеря необходимо организовать пространство, среду, в которых он сможет максимально чувствовать себя комфортно, счастливо. Современная ситуация требует более глубокого и структурированного подхода к организации отдыха и оздоровления детей, так как претерпел качественные изменения образовательный, культурный и нравственный уровень развития детей; остается высоким количество социально не защищенных категорий детей; социально-экономическое положение многих семей не позволяет самостоятельно организовать их отдых и оздоровление. Реализация государственной политики в интересах детей, включая их отдых и оздоровление, относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Результативность летней оздоровительной кампании во многом определяется готовностью вожатых, педагогов- организаторов к работе с детьми и подростками в условиях детских оздоровительных и профильных лагерей. Кафедра теории и практики воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО НИРО в системе повышения квалификации вожатых и воспитателей разрабатывает основные вопросы содержания и методики такой работы
Какого отдыха хочет современный ребенок?
Интересного. Что такое интерес? Интерес – это активная направленность человека на какой-либо предмет или явление действительности, представляющая собой относительно постоянную черту личности, способствующую расширению кругозора, обогащению знаний и более эффективному выполнению своих социальных функций. Что интересно детям? Ответ, более чем простой, – всё. Им интересно все. Задача взрослых людей в том, чтобы заметить и поддержать положительный интерес ребенка к важным вещам.
Свободного. Свобода – это не вседозволенность (как, возможно, кто-то воспринимает это понятие). Ребенок хочет быть свободным. Свободным в чем и от чего? Свободным в возможности думать, мыслить, формулировать и высказывать мысли (и не слышать упреков в ответ: «ты не понимаешь ничего», «ты мал еще» и т.д.), заниматься тем, чем не удавалось в течение учебного года (творчество, общение, путешествия и прочее).
Лагерь – это прекрасная возможность дать ребенку некоторую
свободу, которая поможет ему стать более независимым, самостоятельным и
ответственным. Временное освобождение от родительской опеки позволяет ребенку
развивать в себе чувство собственного «Я» и перейти на новую ступень личностного
развития. В лагере у ребенка будет возможность приобрести ценные навыки общения,
научиться работать в команде, расширить круг друзей и знакомых.
Познавательного. Да, вы не ошиблись. «Ребенок в течение года много изучал, нужно летом отдохнуть голове»... А почему бы летом не получать знания, узнавать о новом, о том, о чем не было разговора в течение учебного года? Например, знакомить их с информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышать заинтересованность подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества. В данной работе большую помощь могут оказать Кванториумы. Учеба – это жизнь. Не нужно ожидать специально организованного образовательного процесса, необходимо знакомиться с этим сейчас. Жизненно важные компетенции формируются только в жизни.
Развивающего. Что называют развитием? Это изменения во внутреннем мире, облике человека в результате внешних влияний и его собственной активности; деятельность по достижению такого результата; процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Где бы не проходил летний отдых ребенка (в детском оздоровительном лагере или в городе, в деревне или на море), необходимо помнить, что он должен быть интересным, наполненным и продолжать процесс развития личности ребенка. Как это осуществить? Есть множество вариантов: посещение выставок, музеев, спектаклей, на которые не было времени, когда ребёнок учился, секций (например, бассейн, конный клуб, туристический клуб). Есть много способов, как провести каникулы не только приятно, но и полезно. Все дети любят узнавать что-то новое, и все они не любят скуку. Если помнить об этом, можно самое обычное занятие превратить в увлекательную игру, которая заинтересует любого ребёнка. А за лето он станет взрослее, умнее, сильнее и счастливее.
И, как не вспомнить определение понятия «воспитание» - это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Содержательные аспекты этого понятия «красной нитью» проходят через организацию всей летней оздоровительной кампании.
Коммуникативно насыщенного. Любой ребенок хочет общаться. И ему необходимо предоставить возможность этим заниматься. Нет такого руководителя детского лагеря, воспитателя, вожатого, который не хотел бы, чтобы летний отдых для ребенка был плодотворным, чтобы лагерь стал местом долгожданной встречи с друзьями, вожатыми, чтобы между ними установились добрые взаимоотношения. Очевидно, что современные вожатые готовы продуктивно и эффективно работать, а дети способны к развитию, самореализации, только при условии подлинно уважительных отношений друг с другом.
Веселого. Творческого. Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или (и) субъективной значимостью. В рамках летней оздоровительной кампании всегда широко представлены услуги и возможности дополнительного образования. Вопрос только в наполнении. Многие связывают творчество с изобразительным искусством, хореографией, театральным искусством, декоративно-прикладным искусством. Необходимо помнить и о содержательной составляющей. Но при организации творческого процесса можно сделать акцент на приобщение детей к культурному наследию (уникальное российское культурное наследие, в том числе литературное, музыкальное, художественное, театральное и кинематографическое); на воспитании уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; на приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы и т.д.
Счастливого. Что такое счастье? А это каждый понимает по-своему. У каждого свое счастье. Это понятие, обозначающее оптимальное для человека сочетание различных факторов, способствующих появлению чувства удовлетворения, радости, оптимизма, надежд.
Именно в каникулярный отдых дети имеют возможность приобрести опыт самостоятельности, ценный и полезный опыт проведения досуга, который запоминается на всю жизнь; развитие чувства ответственности за свои поступки; опыт самостоятельного принятия решений; опыт уважения прав других; опыт межличностных отношений и адаптации в коллективе; навыки заботы об охране природы. Помимо этого, детям, имеющим разное воспитание, в лагере предоставляется возможность пожить в реальном демократическом сообществе. Лагерь дает ребенку шанс раскрыть свои потенциальные возможности, испытать личную инициативу и завоевать уважение за свое поведение. В лагере происходит осознание детьми многих нравственных понятий не столько через обучение, сколько в реальных жизненных ситуациях.
Организованный активный отдых, направленный на восстановление, развитие и гармонизацию личности и обеспечивающий сохранение и укрепление физиологической нормы здоровья, развитие духовных и физических сил, гармонию души и тела, а также совместное проживание в группе сверстников, выполнение определенных задач помогает детям восстановить свои силы, приобщиться к здоровому и безопасному образу жизни, развивать коммуникативные качества, ознакомиться с новыми видами деятельности, и, в объединенном варианте - помогают раскрыть ребенку потенциал своей личности.
Воспитание, развитие и оздоровление детей и подростков в значительной мере зависит от знаний, умений и подготовленности к творческой работе тех взрослых, которые организуют их жизнедеятельность в лагере в течение всей смены.
В системе повышения квалификации, которую предлагает кафедра теории и практики воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО НИРО вожатые и воспитатели разрабатывают на занятиях основные вопросы содержания, методики и организации отдыха, досуга, воспитания и оздоровления в лагере; работают с методической литературой, развивают необходимые умения на практикумах по туризму, игровой, спортивно- массовой и физкультурно-оздоровительной работе, оформительскому делу, природоохранной, медицинской и санитарной работе.